Экологическая тема в современной литературе

Грустно. И ни черта не понять, что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер. Как — то в кинотеатре повторного фильма я случайно посмотрел старый фильм «Хозяин тайги». Хотя он был снят еще до моего рождения, но очень мне понравился.

Молодой Золотухин играл участкового милиционера где-то в Сибири, единственного «в одну Сторону на пятьдесят верст, а в другую — на пятьсот». Он борется с браконьерами и побеждает. Было это два года назад. Тогда-то я впервые серьезно задумался о том, почему

люди так варварски обращаются с природой.

Удивительно, что до того все разговоры на эту тему я словно пропускал мимо ушей. Вспомнилось, конечно, и другие ленты. Узнал я и историю фильма «У озера», снятого больше двадцати лет назад. Оказывается, с него Началась борьба за чистоту Байкала, которая по сей день не кончено.

Так постепенно из разрозненных фактов стало складываться представление об экологической проблеме, о том, как литература подняла эту тему. Потом в школе пришлось готовить доклад на тему «Человек и природа в произве — Дениях советских писателей». Вот что я выяснил. Еще в конце прошлого века

Достоевский, Чехов, Мимин-Сибиряк и другие стали писать о варварском отношении к природе, особенно к лесу. Но в советское время эту тему надолго забыли.

Тогда был в моде лозунг о том, что нечего ждать милости от природы, а ее богатства надо взять самим. Потом в голове Сталина возник план «преобразования» природы, и в эту кампанию активно включились некоторые писатели. Против «преобразования» поднял свой голос известный русский писатель Леонид Леонов.

Его роман «Руский лес» открыл в середине 50-х годов «художественную» экологию. В 50-60 годы много сделали для родной природы К. Паустовский, В. Белов, В. Липатов и другие. В этом сочинении мне хотелось бы сказать только о немногих произведениях и писателях. Много сделал для защиты природы Виктор Астафьев, удостоенный не так давно звания Героя Социалистического Труда.

Он, например, раскрыл тайну «объекта N 27», который на самом деле должен был стать могильником для радиоактивных отходов из стран Европы под Енисеем. Кто знает, может быть, этим этим предотвращен сибирский Чернобыль? В семидесятые годы им написаны «Последний поклон» и «Царь-рыба». Повествование в рассказах «Царь-рыба» показывает нам малых браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана разорить всю тайгу.

Между тем Астафьев убежден: «Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру.

Нам только кажется,- подчеркивает свою мысль писатель,- что мы преобразовали. тайгу. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались.

Мне кажется, что с этими мыслями согласится и Валентин Распутин, тоже очень много сделавший для защиты русской природы. Он был в числе тех, кто поднял свой голос против поворота




Экологическая тема в современной литературе