Экспрессионизм

Это направление, сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников и скульпторов «Мост» в Дрездене, «Синий всадник» в Мюнхене, вокруг журнала «Штурм» .

Экспрессионизм заявил о своем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминало неприятие романтиками в свое время рационализма просветителей. Но все таки экспрессионисты сохранили связь с традицией: близость к моралите. В моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры: Человек, грешник, Натура Людская…

Провозгласив

тезис о приоритете художниками, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». Выражение вместо изображения, интуиция вместо логики — принципы экспрессионизма. Экспрессионизм поэтому тяготеет к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы, обобщенные символы и собирательные образы, несовместимость цвета в живописи, деформирующее пространство линии в графике, атональность и додекафония в музыке.

Художник-экспрессионист, главный субъект и объект искусства, находится в экстатическом состоянии, наиболее ему соответствует

образ «крика». Крик создает внутреннее напряжение на одноименных картинах норвежского художника Эдварда Мунка. Это же состояние заставляет «кричать» краски на полотнах позднего Ван-Гога, В. Кандинского, Д. Поллака, деформирует образы, приводит к нарочито на правильным ритмам стиха, нарушает законы грамматики в поэтической строке. Стихотворение становится труднопереводимым:

Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь! Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра — Как качается человек человек: о безбрежно!

Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.

Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы. В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма — мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства ХХ века — отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.




Экспрессионизм