Экспрессионизм
Это направление, сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников и скульпторов «Мост» в Дрездене, «Синий всадник» в Мюнхене, вокруг журнала «Штурм» .
Экспрессионизм заявил о своем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминало неприятие романтиками в свое время рационализма просветителей. Но все таки экспрессионисты сохранили связь с традицией: близость к моралите. В моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры: Человек, грешник, Натура Людская…
Провозгласив
Художник-экспрессионист, главный субъект и объект искусства, находится в экстатическом состоянии, наиболее ему соответствует
Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь! Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра — Как качается человек человек: о безбрежно!
Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.
Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы. В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма — мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства ХХ века — отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.
Экспрессионизм