Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки

Кризисные умонастроения в Германии в начале XX в. Немецкий экспрессионизм в контексте идей европейского модернизма. Теория интуитивизма А. Бергсона и теория познания Э. Гуссерля как философские источники экспрессионистской концепции мира и искусства.

«Сумерки человечества», Апокалипсис, Страшный суд — ключевые образы нового направления. Сущность экспрессионистского мироощущения: антибуржуазное бунтарство, свобода личности, анархическое отношение к обществу, пацифизм, преобразование мира силой человеческого духа. Глазами экспрессионистов

мир виделся как средоточение человеческих страданий, как «сочетание символов и знаков, за которыми стояло нечто, именуемое жизнью».

Новый тип художественного мышления нашел свою адекватную форму в поэзии — Франц Верфель, Георг Тракль, Георг Гейм ; в драматургии — Георг Кайзер ; в живописи — Франц Марк, Марк Шагал, Василий Кандинский, Пауль Клее ; в прозе — Густав Мейринк, Роберт Музиль, Франц Кафка.

Художественный мир австрийского писателя Франца Кафки. Творчество Кафки как синтез самых разнообразных пластов европейских культур: немецкой, иудейской, славянской. Кафкианская модель

мира.

Пророк пессимизма. Болезненно обостренная впечатлительность, жажда одиночества и страх перед ним, беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, неверие в собственные силы — отличительные черты душевного состояния писателя. Человек, в восприятии Кафки, это существо глубоко страдающее, которое несет в самом себе постоянную душевную муку. Материалом для творческой лаборато

Рии стала сама жизнь художника. Все протагонисты Кафки — это зеркальное отражение самого писателя.

Атмосфера абсурда в ранних новеллах: сб. притч «Созерцание» , «Кочегар» , «Приговор» , «Превращение» , «В исправительной колонии» . Стремление автора придать нереалистическим ситуациям внешнюю правдоподобность, привести парадоксальное содержание к прозаической форме.

Фантасмагория Кафки в новелле «Превращение». Фантазия как средство анализа действительности. Грегор Замза — еще один литературный тип в галерее образов «маленького человека». Трагизм мироощущения перерастает в слепой ужас перед бытием.

Развенчание самого понятия человек. Передача внутреннего омертвления персонажа на окружающий мир.

«Письмо отцу» — один из самых исповедальных документов в истории мировой литературы. Отношение Кафки к среде, из которой он вышел. Чувство вины перед своими близкими.

Беззащитность перед внешней стороной жизни, неспособность наладить контакт с окружающим миром.

Дисгармония человеческого существования как результат разобщенности людей в романе «Америка» . Абстрагирование от реальной и жизненной конкретики. Изображение гротескной модели «американизированного общества». Невозможность преодолеть взаимное отчуждение между людьми.

Роман «Процесс» — символическая картина беззащитности человека перед лицом власти. Главный постулат — невозможность сопротивления зловещим силам, которые господствуют над человеком. Схематичность, абстрактность характера главного персонажа — банковского служащего Иозефа К. Олицетворение реальной человеческой сущности, «человека без свойств». «Преступление» и «наказание» героя, «человек живет и человек осужден».

Реминисценции идей Достоевского. Закон — единственная сила, которая в состоянии подавить любого, внушить ему чувство вины. Назидательность притчи о вратах Закона. Судебный процесс — закономерный итог взаимоотношений Иозефа К. и государственного аппарата.

Талант Кафки — «ясновидца». Предвосхищение идей тоталитарного, бюрократического государства.

«Абсурдный человек», заключенный в «абсурдные обстоятельства», в романе Кафки «Замок»- . Процесс полного обезличивания главного героя — землемера К. Замок как символ власти, миропорядка закона. Двойственность К. по отношению к замку: чувство ненависти сочетается с

Чувством почтения. «Поток обстоятельств». Переплетение фантастики с прозаичным изображением повседневности. Система образов обитателей деревни.

Критерии «униженных» и «оскорбленных»: внутреннее рабство, неспособность к сопротивлению, равнодушие к страданиям ближнего. Капитуляция землемера перед замком. Открытый финал романа.

Мифологическая образность писателя.

Влияние идей Кафки на последующую литературу XX в.

ЛИТЕРАТУРА: ЗатонскийД. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. — М., 1965. Сучков Б. Л. Франц Кафка Сучков Б. Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе.

В 2-х т. — М., 1976. — Т. 1. — С. 5-74. Камю. А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки Камю А. Бунтующий человек.

Философия. Политика. Искусство. — М., 1990. С. 93-101. Книпович Е. Франц Кафка Книпович Е. Отвественость за будущее.

Литературно-критические статьи. — М., 1973. — С. 311-344.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки