Элементы реализма в творчестве Лермонтова
Литературный процесс находится в движении, в постоянных изменениях. В нем отмирают какие-то устаревшие моменты и зарождаются новые, предвещающие иные тенденции. Всегда при этом возникают смежные, промежуточные явления, отражающие эти новые веяния, которые не следует путать с господствующим направлением, выражающим дух времени, стиль и эстетические представления эпохи. В 20-е годы XIX века в русской поэзии господствовал романтизм. «Кавказский пленник», «Цыганы», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан» Пушкина были классическими
Однако было бы нелепо на этом основании «Цыганы» или «Бахчисарайский фонтан» называть реалистическими произведениями.
Наличие элементов реализма в романе «Герой нашего времени», как и в творчестве Лермонтова в целом, отрицать невозможно. В этом плане много нового и ценного вносит книга Б. Т. Удодова в дополнение к тому, что было сделано его предшественниками по выявлению конкретных связей творчества поэта с реальной действительностью, исторической
Элементы реализма в творчестве Лермонтова отражают общую картину движения художественной мысли, процесс ее обогащения жизненными впечатлениями, опытом собственного творчества и опытом литературы. Они свидетельствуют о поисках, которые шли в разных направлениях. Рядом с «Бородино» создаются ультраромантические лирические шедевры, рядом с «Тамбовской казначейшей» — «Мцыри», высочайший образец романтической поэмы, рядом с «Кавказцем» — романтический «Штосе».
Реалистические тенденции в недрах романтизма то усиливаются, то угасают, но, главное, не находят последовательного развития, оставаясь лишь элементами, тенденцией.
Присутствие в романе Лермонтова всего того, что можно назвать чертами или свойствами реализма, не дает основания видеть в «Герое нашего времени» «синтез двух методов». «Реалистические» картины повседневной жизни горцев, русских воинов, «водяного» общества, «реалистический» пейзаж, естественная разговорная интонация, элементы бытовой лексики и фразеологии, непринужденный живой диалог в языке персонажей романа отнюдь не противопоказаны романтизму, если под романтизмом иметь в виду развивающуюся эстетику. «Герой нашего времени» отражает процесс обогащения и усовершенствования единой романтической системы. Все реалистические частности, их место и значение в композиции романа можно понять лишь в функциональной взаимозависимости всех компонентов произведения. Все, решительно все до мельчайших подробностей растворяется в едином поэтическом созерцании действительности.
Разнородный материал жизненных наблюдений и характер лермонтовского психологизма требовали соответствующих переходов от созерцания к раздумью, от грустной шутки к едкой иронии, требовали соответствующей емкой и гибкой системы выразительных средств, чем и объясняется сплав в романе различных стилистических пластов.
Румынский литературовед Михай Новиков, называя Лермонтова «виднейшим представителем европейского романтизма», касается и вопроса о стилистической природе романа «Герой нашего времени». «Некоторые элементы критического реализма, — пишет он, — не только не отрицают романтического характера этого произведения, но, наоборот,
Объясняются именно доведением до высшей точки всех завоеваний романтизма».
К правильной постановке проблемы романтизма Лермонтова наиболее близко подошел когда-то А. Н. Соколов. В 1946 году он писал: «Немного найдется других поэтов, у кого романтический метод творчества был бы выражен с такой последовательностью и отчетливостью, с такой «чистотой», как в ряде произведений Лермонтова… Лермонтов сохраняет верность романтическому знамени и в период работы… над психологическим романом».
Выдающийся исследователь русского романтизма понимал, что Лермонтов не мог враждебно относиться к романтизму, бороться с романтизмом, «преодолевать» его уже потому, что его романтизм не был приобретением извне, со стороны, что бывает нередко. Он был романтиком по природе, и романтизм составлял сущность его личности.
В основе романтизма Лермонтова лежит не отвлеченная созерцательность, не красивая поза, не игра в сильные страсти или в «мировую скорбь». Лермонтов, борясь с уродливыми проявлениями мнимого, ложного романтизма, до конца своей жизни остался верен романтизму истинному.
Элементы реализма в творчестве Лермонтова