Эрик Нойч

Эрик Нойч предпочитает строить свои произведения на остром сюжете, динамичном действии. Его сборник рассказов «Биттерфельд-ские истории» и роман «След камней» оказали значительное влияние на развитие литературы Германии в начале 60-х годов. Как и многие другие писатели, он обратился впоследствии к событиям недавней истории.

Рассказывая историю бригадира Баллы, который поначалу проявлял анархические замашки, а затем стал героем труда, и партсекретаря Хоррата, Нойч показывает конфликты, рожденные противоречиями между устаревшими

и новыми производственными отношениями и методами руководства, между анархическими, мелкобуржуазными или догматическими взглядами и необходимостью формирования новой морали. Эти конфликты обретают убедительность благодаря сильным характерам, незаурядности людей, имеющих собственные представления о жизни и достаточный внутренний потенциал, чтобы их реализовать. Вместе с тем роман дает широкую панораму определенного периода в жизни страны, изображая наряду с крупной стройкой, главным местом действия, и многие другие сферы жизнедеятельности общества. Подобная широта охвата — не свободная от некоторой
«иллюстративности» — была призвана, по замыслу автора, отразить «взаимосвязь между развитием ин-365

Дивидуума и развитием общества» 101, как сказал сам Эрик Нойч о своей пьесе «Кожа или рубашка» , сходной по проблематике с романом «След камней».

Роман «В поисках Гатта» исследует личные и социальные причины, приведшие сознательного рабочего к жизненному кризису, причем события раскрываются благодаря свидетельствам разных персонажей.

После 1945 года Гатт становится партийным журналистом, он стойко борется с классовым и идейным противником, но постепенно его сознанием овладевает косность, и он совершает ряд тяжелых ошибок. Гатт теряет свою работу, жена от него уходит, но, несмотря на все трудности объективного и субъективного характера, Гатту удается найти в себе силы, чтобы начать все сначала. Роман призывает читателя задуматься о том, каким должно быть новое, социалистическое отношение к проблемам личной и общественной жизни.

В цикле «Мир на Востоке» Эрик Нойч поставил перед собой задачу проследить жизненный путь своего поколения. Суть конфликтов и ход сюжетной линии определяются здесь не столько расчетом с фашизмом и переходом на демократические позиции, сколько тем, как по-разному воспринимают герои новую, социалистическую мораль, их различным участием в строительстве социализма и различным отношением к проблемам своего времени. Все это Нойч показывает на судьбе трех друзей Ахима — Штайнхауэра, Франка Люттера и Эриха Хельсфарта.

Первая книга служит как бы развернутым зачином для всей трилогии, она посвящена тому духовному перелому, который переживают трое юношей в 1945-1950 годах. Вторая книга характеризует их позиции в острых классовых схватках первых лет молодой республики. Рабочий Хельсфарт, будущий биолог Штайнхауэр и будущий журналист Люттер оказываются в трудных ситуациях, приводящих молодых людей к ошибкам и прозрениям, а главное, по-разному формирующих их характеры. Смерть Сталина, отпор контрреволюционному путчу 17 июня 1953 года, ожесточенные споры о формализме, о проблемах генетики — вот отправные моменты для серьезных конфликтов. Жизненный опыт главных героев — порою горький — не вызывает у них сомнений в правильности избранного пути, а дает им все новые и новые силы для дальнейшего продвижения вперед.

Вторая книга столь же богата динамичными событиями, как и первая, однако в ней эти события в большей степени связаны с размышлениями автора, в которых, правда, порою чувствуется некоторая выспренность.

В 1979 году Эрик Нойч опубликовал повесть «Два пустых стула», в которой он полемически выступает против рутинного подхода и поверхностного отношения к проблемам воспитания молодого поколения. В 1981 году вышла в свет повесть «Форстер в Париже».




Эрик Нойч