Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла
Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне верующая — обреченная к гибели задумчивой и изобразило проведенной Рафаэлем игрой на чувствах.
И голос с неба «Спасенная» звучит вопреки всем замыслам Рафаэля. Там, на небе, Господь, как высший судья, определяет судьбу человека.
Фауст выходит из этой трагедии опустошенным, он
Или он был лишь игрушкой в руках дьявола? А может, Фауст был не в возможности опираться власти естественного чувства? Множество вопросов ставит перед читателями история любви Фауста и Маргариты.
Гете нарочно
Центральным элементом схемы является графическое объединение понятий «идеал», «реальность» с именами героев «Фауст», «Рафаэль». За Фаустом направляется тень Рафаэля, как его второе Я, второй голос одной и той же противоречивой натуры. Яркое подтверждение этому — история любви Фауста и Маргарита.
По замыслу Гете, мир держится на противостоянии творческого духа и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновенье идей — истина. Поэтому вообразить Фауста без такого спутника невозможно, и, графическое объединение Фауста и Рафаэля — это идея диалектического единства Добра и Зла. Нам становятся более понятными слова Рафаэля:
Я ж часть от части лишь, что первым всем была, Частичка той тьмы, которая свет привела…
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных. Идея вечного стремления к бесконечности как смысл философских поисков Фауста воплощает форма схемы — круг — олицетворение бесконечности человеческого поиска. Отсюда, ключевой лозунг схемы — путь человека к идеалу через реальность, тем не менее идеалы определяют, «освещают светом высокого смысла ее повседневное существование и поднимают его над животным прозябанием в мире» конечного», эмпирического».
Выходит такой себе кругооборот жизни — между идеалом и реальностью. Или заслуживает герой Гете называться «вечным об вместе», подобно Дон Кихоту? Вечные образа — выдающиеся художественные образа, которые, возникнув за определенных исторических обстоятельств, имеют большое общечеловеческое значение, продолжают сохранять познавательную, воспитательную и эстетичную силу.
В образе Фауста Гете воспевает вечные дерзания человека, который стремится отыскать истину, постоянно находится в движении, а итак оказывает содействие преобразованию мира.
Знаменитый монолог Фауста является прославлением бесконечного в человеке. Стремление человека к истине и есть тем бесконечным, что наполняет человеческая жизнь смыслом. Вера у бессмертия творческого гения была наибольшей верой в жизни Гете, который воплощал дух европейской культуры.
Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла