Философская лирика Е. А. Баратынского
Баратынский пытается развивать то же направление в своих последующих поэмах: «Бал» и «Наложница» . Он переносит действие в современность, рисует образы светских людей. Но создать типический образ, подобный Онегину или Татьяне, Баратынский не смог. Нина Воронская и Арсений, Елецкий наделены чертами романтической исключительности и противопоставлены «толпе». «Сильные» страсти героев лишают их духовный облик реалистической достоверности.
Сохраняется и мелодраматизм в развитии сюжета.
Творческий кризис, наметившийся
Пытаясь
Последний прижизненный сборник стихотворений Баратынского, вышедший в 1842 г. под выразительным заглавием «Сумерки», включал стихотворение «Последний поэт» , которое столь же характерно для миропонимания поэта. Баратынский дал здесь очень точное определение неприемлемых для него тенденций развития действительности:
Век шествует путем своим железным. Исчезнули при свете просвещенья В сердцах корысть, и общая мечта Поэзии ребяческие сны, Час от часу насущным и полезным И не о ней хлопочут поколенья, Отчетливей, бесстыдней занята. Промышленным заботам преданы.
В такую эпоху дар поэта, его мечты оказываются «бесполезными», и ему остается искать покоя в морских волнах. В философской лирике и проявилось с наибольшей силой то «лица необщее выраженье», которое с полным правом приписывал своей музе Баратынский. Это было признано и современниками поэта. «…Он шел своей дорогой один и независим»,- писал в статье о Баратынском Пушкин, усматривая источник оригинальности поэта в самостоятельности и глубине его мысли. Так же оценил Баратынского позднее и Белинский. Баратынский осуждал капиталистические тенденции развития жизни не с демократических, а с дворянских позиций.
Ему казалось, что новый общественный уклад принесет гибель духовной культуре человечества.
Объективно пессимизм Баратынского был отражением экономического и духовного оскудения дворянско-помещичьего класса в условиях кризиса крепостнической системы. Белинский справедливо признал ложной основную мысль последних стихотворений Баратынского. «Бедный век наш,- писал критик,- сколько на него нападок, каким чудовищем считают его! И все это за железные дороги, за пароходы — эти великие победы его, уж не над материею только, но над пространством и временем!
Правда, дух меркантильности уже чересчур овладел им; правда, он уже слишком низко поклоняется золотому тельцу; но это отнюдь не значит, чтоб человечество дряхлело и чтоб наш век выражал собою начало этого дряхления: нет, это значит только, что человечество в XIX веке вступило в переходный момент своего развития». Непонимание этого и было причиной трагедии Баратынского.
Философская лирика Е. А. Баратынского