Философская лирика Пушкина

Философская лирика. Хотя собственно философских стихов у Пушкина почти нет, развитие его художественной мысли всегда движется к философскому обобщению. Он вспоминает своих дру­зей — и приходит к удивительно емкому определению закона судь­бы: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недви­жим будет он?»; . Он пишет о природе — и оказывается, что она помогает понять место челове­ка в мире. Поэт говорит о любви — и учит нас помнить и ценить каждое мгновение жизни.

Но есть в пушкинской лирике и такие произведения, которые

ставят чисто философские вопросы. Жизнь и смерть — вот извечная проблема человека на земле. Пушкину довелось пережить много горьких минут, разочарований, утрат, он знает, что грядущее сулит ему «труд и горе»;, и все же в стихотворении «Элегия»; поэт ут­верждает: «Но не хочу, о други, умирать…»;. Для чего же тогда жить? — «Чтоб мыслить и страдать»;.

Эта парадоксальная идея удивительно точно характеризует пушкинское умение находить гармонию и соразмерность во всем — даже в жизни и смерти.

Что позволяет поэту не утратить эту гармонию? Надежда на то, что ему еще «блеснет любовь улыбкою

прощальной»;. А если «на све­те счастья нет»;, то все же есть «покой и воля»; . «Воля»; в этом смысле отличается и от романтического поня­тия свободы, и от политической ее интерпретации: «Не дорого ценю я громкие права…»;, — утверждает Пушкин в стихотворении » «; 1836 года. Что же тогда вкладывается в понятие ис­тинной свободы? Это и есть подлинная свобода человеческой лич­ности, не зависящая от внешних причин. Она дает возможность «По прихоти своей скитаться здесь и там.

Дивясь божественным при­роды красотам»;. Ведь только от Бога может зависеть истинно сво­бодный человек, наслаждающийся божественным твореньем.

Правда были у Пушкина сомнения в Божием промысле, звучал и ропот: «И путник усталый на Бога роптал»; . Но ведь есть и еще одна сторона счастья, доступная сво­бодной личности: «…Пред созданьями искусств и вдохновенья \ Трепеща радостно в восторгах умиленья…»;. «Над вымыслом слеза­ми обольюсь…»; — вот то, что примиряет поэта, дает ему ощущение гармонии и счастья, не позволяет утратить веру в божественную благодать. Это творчество, это искусство, это поэзия.




Философская лирика Пушкина