Французская академия и классицизм в литературе
Париж второй половины XVII в., столица монархии Людовика XIV. Широчайшее поле для наблюдений! Здесь сосредоточены богатства, созданные трудом и гением французского народа, сюда стекаются одареннейшие люди со всей страны, но здесь с особой выпуклостью выступают все уродства и болезни французского общества.
Королевский дворец — центр. Отсюда тянутся нити управления страной. Во дворце заседают министры, собираются на ученые споры академики, сюда стекаются на поклон все именитые люди Парижа и Франции. В спальне короля в час церемониала утреннего
Кланяются, приседают, трясут париками и жадно ловят взгляд молодого монарха, «короля-солнца», как назовут его потом льстецы.
Здесь, в королевских покоях, расфранченные дворянчики гнут спины, но зато как они чванятся перед нижестоящими, перед простолюдинами, «чернью»! Дворянские привилегии! Они дают право какому-нибудь вертопраху в атласном камзоле и парике не только обирать
Дворянин может вволю измываться над честным горожанином, надругаться над крестьянской девушкой, пустить в ход трость, надавать пощечин.
И аристократам еще мало. Среди них есть недовольные, которые вспоминают прошлые времена, когда каждый из них был царьком в своих владениях и не зависел от короля. Королевская власть окрепла во Франции в начале XVII в., но знать все еще поднимала восстания. В последний раз дворяне выступили против короля в конце 40-х годов; восстание это получило название «фронда» .
Движение ширилось. К нему присоединялись недовольные из разных слоев общества, были среди них и буржуа, и бедняки. Несколько лет во Франции шла гражданская война.
Королевская власть победила. Правительство после того еще туже натянуло вожжи, с бедняками жестоко расправились, с дворянами и богачами, конечно, обошлись мягче. Некоторые из «фрондеров» бежали в изгнание или отсиживались в своих поместьях, иных же кардинал Мазарини, правивший Францией в годы малолетства Людовика XIV, купил подачками.
Французская академия, основанная во времена правления кардинала Ришелье, наводила строгий порядок в царстве словесности, стремясь создать систему грамматических и литературных правил, утвердить, закрепить нормы национального языка.
Регламент, иерархия, подчинение частей целому, обуздание всяческого своеволия — этого добивались идеологи абсолютизма и в политике, и в искусстве, и во всех, областях жизни.
Господствующим направлением в литературе стал классицизм. Основатели и теоретики этого направления искали образцов в классическом искусстве античного мира. Правила и законы для современной литературы они черпали в «Поэтике» древнегреческого писателя и философа Аристотеля; истолковывая его мысли на свой лад, применяя их к своему веку, теоретики классицизма создали свою сословно-иерархическую поэтику.
Все литературные жанры разделялись на «высокие» и «низкие». К высоким относились ода и трагедия; они главенствовали в литературе. Авторы трагедий брали сюжеты из истории античного мира, одевали своих героев в античные тоги. Но основной их задачей было отнюдь не изучение древнего мира, а утверждение идей, своего времени.-
Произведения классицистов строились по строгим правилам, которые были потом регламентированы в книге Николя Буало «Поэтическое искусство». В высокие жанры не допускались «слова-плебеи» и герои «низкого» происхождения. В пьесах обязательным считалось соблюдение правила «трех единств». Действие должно было происходить в одном месте, в течение одних суток и подчиняться главной теме, не отступая от нее в сторону.
Мольер помнил, как еще в дни его отрочества Французская академия, руководимая герцогом Ришелье, подвергла строгому суду гениальную трагедию Корнеля «Сид» за отступление от «правил». И Корнель в следующих трагедиях неукоснительно соблюдал их. Трагедии его стали образцами искусства классицизма. В них воплотился культ государственности.
Они призывали французов к патриотическому служению, к подчинению личных чувств гражданскому долгу.
Классицисты Продолжали борьбу с феодальной реакцией и религиозной мистикой, начатую мыслителями и писателями Возрождения. Они находили философскую опору в учении Рене Декарта, великого французского мыслителя XVII в., поборника точных наук и человеческого разума. Разум Декарт ставил превыше всего. «Я мыслю -=» следовательно, существую»,- говорил он. Точность и ясность языка и образов, правдоподобие и поучительность литературных произведений классицисты считали высшими достоинствами. Но, доводя требования «разумности» до логического предела, они нередко впадали в излишнюю рассудочность.
Герои в их произведениях строго разделялись на добродетельных ;и порочных, превращались в воплощение заранее заданной идеи. Выигрывая в ясности и назидательности, они теряли жизненную сложность и многосторонность, свойственную шекспировским характерам.
Поэзию выравнивали, измеряли, подстригали, как королевские сады и парки. Во всем стремились установить строгую симметрию и «разумность», видя в них высшую красоту. Но «разумность» эта и порядок сковывали движение жизни.
Французская академия и классицизм в литературе