Герои ранних рассказов М. Горького

Максим Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века, сразу же вызвав большой интерес у читателей. Современники с изумле­нием писали, что народ России, не знавший Лермонтова, Достоевского, мало знавший Пушкина и Гоголя, больше других, но только кусочками знавший Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этой сентенции был и не­который налет сенсационности.

Людей из ни­зов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь, ее самые мрачные и страшные стороны. Литераторов и читателей,

принадле­жащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотично­стью: человек видел такие глубины «дна жиз­ни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, наличном опыте.

Богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для написания первых произведений. В эти же ранние годы опре­деляются магистральные идеи и темы, от которых писатель не отступал на протя­жении всего творческого пути. Это прежде всего идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.

Вместо

формулы «среда заела», во многом определявшей характер литера­туры предшествовавшего периода, у Горького звучит мысль о том, что человека формирует, создает его со­противление окружающей среде. Даже са­мые первые произведения М. Горького можно разделить на два типа: романтичес­кие тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки. Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. В рассказе «Макар Чудра» писатель по всем законам романтического направле­ния создает образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию рус­ской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Раз­решается онтибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.

В рассказе «Старуха Изергиль» повествова­ние также строится по романтическим кано­нам. Уже в самом начале возникает характер­ный мотив двоемирия: герой-повествова­тель — носитель общественного сознания. Ему говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».

Ему противостоит мир романтических героев — красивых, сме­лых, сильных людей: «Они шли, пели и смея­лись». В рассказе ставится проблема этичес­кой направленности романтической личности. Романтический герой и его окружение — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: чело­век и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.

Это, к примеру, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, кото­рый открыто нарушил закон человеческой жиз­ни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

А вот его антипод — Данко. Рассказ о нем построен как аллегория устремлений людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс.

И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями в пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в ро­мантическом произведении, наделена отри­цательными характеристиками.

Данко — герой-одиночка, он убеждает лю­дей силой своего личного самопожертвова­ния. М. Горький реализует, делает букваль­ной распространенную метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.

Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не толь­ко чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его сме­лое сердце. Только один осторожный чело­век заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Горьковская легенда о Данко активно ис­пользовалась для революционной пропаган­ды, а образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко привлекался официальной идеологией, усиленно внедрял­ся в сознание молодого поколения. Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить комментаторы в советское время. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки драматиче­скую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.

В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства, мессинианства. Еще явственнее он в особом жанре — песнях. Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страни­ца истории литературы и не раз давали мате­риал для пародийного осмысления. Однако стоит обратить внимание на одну важную для раннего творчества писа­теля проблему, сформулированную в «Песне о Соколе». Суть ее в столкновении героичес­кой личности с миром обыденности, с обыва­тельским сознанием. Эта проблема во мно­гом развита М. Горьким и в его первых реали­стических рассказах Одним из художественных открытий писа­теля стала тема человека «дна», опустивше­гося, нередко спившегося бродяги. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определе­ние «певец босячества».

В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна состояла в авторской позиции. Если раньше такие люди вызывали сострадание, их считали жертвами жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы, сколько бун­тари.

Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

Пример такой оценки можно видеть в рас­сказе «Коновалов». Писатель сразу подчер­кивает, что его герой «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коно­валов представляет собой одаренную нату­ру, отличается живым умом.

Это человек, который задумывается о жизни и отвергает в ней обыденное, негероическое существо­вание: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героичес­кой ситуации, в которой могла бы проявить­ся его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают об­разы Стеньки Разина, Тараса Бульбы.

В обыденной жизни Коновалов чувствует се­бя ненужным и отвергает ее, в конце концов трагически погибая.

Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Ор­лов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и по­рывистый.

Он напряженно ищет смысл жиз­ни. Временами ему кажется, что цель достиг­нута, например, когда он работает санита­ром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность своих поисков и возвра­щается к естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, готов даже жизнью своей пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде по­двига Данко.

Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к своим героям, та­ким как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако уже на раннем твор­ческом этапе писатель подметил явление, которое стало одной из проблем россий­ской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопо­жертвованию, порыву и его неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического орео­ла. Люди такого типа, как предугадал писа­тель, могут проявить себя в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, револю­ций, но они чаще всего нежизнеспособны при нормальном, обыденном течении че­ловеческой жизни.

И сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его ранних про­изведениях, остаются актуальными и на­сущными.




Герои ранних рассказов М. Горького