Герои ранних рассказов М. Горького
Максим Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века, сразу же вызвав большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Лермонтова, Достоевского, мало знавший Пушкина и Гоголя, больше других, но только кусочками знавший Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этой сентенции был и некоторый налет сенсационности.
Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь, ее самые мрачные и страшные стороны. Литераторов и читателей,
Богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для написания первых произведений. В эти же ранние годы определяются магистральные идеи и темы, от которых писатель не отступал на протяжении всего творческого пути. Это прежде всего идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.
Вместо
В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается онтибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».
Ему противостоит мир романтических героев — красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и его окружение — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это, к примеру, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
А вот его антипод — Данко. Рассказ о нем построен как аллегория устремлений людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс.
И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями в пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в романтическом произведении, наделена отрицательными характеристиками.
Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.
Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Горьковская легенда о Данко активно использовалась для революционной пропаганды, а образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко привлекался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения. Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить комментаторы в советское время. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства, мессинианства. Еще явственнее он в особом жанре — песнях. Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы и не раз давали материал для пародийного осмысления. Однако стоит обратить внимание на одну важную для раннего творчества писателя проблему, сформулированную в «Песне о Соколе». Суть ее в столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его первых реалистических рассказах Одним из художественных открытий писателя стала тема человека «дна», опустившегося, нередко спившегося бродяги. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».
В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна состояла в авторской позиции. Если раньше такие люди вызывали сострадание, их считали жертвами жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари.
Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
Пример такой оценки можно видеть в рассказе «Коновалов». Писатель сразу подчеркивает, что его герой «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру, отличается живым умом.
Это человек, который задумывается о жизни и отвергает в ней обыденное, негероическое существование: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы.
В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и отвергает ее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый.
Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что цель достигнута, например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность своих поисков и возвращается к естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, готов даже жизнью своей пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко.
Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».
М. Горький относится к своим героям, таким как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако уже на раннем творческом этапе писатель подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и его неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как предугадал писатель, могут проявить себя в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны при нормальном, обыденном течении человеческой жизни.
И сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его ранних произведениях, остаются актуальными и насущными.
Герои ранних рассказов М. Горького