Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С.

Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» , которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни

начала 20-х годов XIX в. С.

Распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними. Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и Софья.

«Горе» Софьи связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С.

Платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством. Взаимоотношения Чацкого и Софья совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет; он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми

впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого.

Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. на прочность ее отношений с Молчаливым. Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы: Я очень ветрено, быть может, поступила И знаю, и винюсь, но где же изменила?

Кому? Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С.

Так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает Софью защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий. Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Но в коллизию вмешивается случай.

Он дает Софьи шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Инициатива С. подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения»: «Не я сказал, — другие говорят». Этому «бесенку в юбке» остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает.

Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство». Истолкование С.

На театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно — лирико-психологическое — сложилось уже в первых постановках пьесы.

В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М. Д. Лыювой-Синецкой до М.

Н. Ермоловой. Другое — обличительное (С.

— дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ, где С. исполняла А. О.

Степанова. Особняком стоят С. — М. Н.

Германовой, С. — З. Н. Райх, сломавших стереотипы и сыгравших одна — «чайную розу» , другая — сложное «переплетение своенравных чувств» (П. А.

Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. — Т. В. Дорониной в спектакле Г. А.

Товстоногова. Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.




Героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»