Фаэтон сын Гелиоса и Климены, жены царя Меропса. Надменный Эпаф, сын Ио и Юпитера, высказал сомнение в божественном происхождении Фаэтон. Тот, обиженный, сообщил об этом Климене; она клятвенно подтвердила отцовство Гелиоса, но этого сыну показалось недостаточно, и он отправился в чертоги отца, чтобы узнать правду непосредственно от него.
Гелиос ласково встретил сына и дал страшную клятву богов — Стигийской влагой — выполнить любое его желание; сын захотел на день получить отцовскую упряжку.
Отец был поражен этим безумным стремлением — «ты просишь о казни, сын, вместо дара» — и описал все трудности пути. Сын остался непреклонен, и не осмелившийся отказать отец объяснил ему путь, дал последние наставления и выпустил упряжку. Ф. не справился со строптивыми конями, испугался опасностей, подстерегавших его на крутой небесной стезе, и раскаялся в своем безумном поступке. Точная деталь — «уже желая зваться Меропсовым сыном» — показывает пустое тщеславие, подвигшее Ф. на его отчаянный поступок.
Лишенные твердой руки, кони понесли колесницу по собственному произволу, неся повсюду опустошение ; Земля взмолилась перед Юпитером, и тот, не имея иного выхода, сразил незадачливого возницу перуном. Упавший в воды Придана, Ф. был погребен сестрами-Гелиадами, превратившимися от скорби в тополя.
Миф о Фаэтоне известен нам прежде всего в изложении Овидия; однако он был популярен в античности, ему были посвящены «Гелиады» Эсхила и «Фаэтон» Еврипида. От последней трагедии сохранились довольно значительные фрагменты, позволяющие судить о сюжете; из них становится очевидным, что мотивировка поступка у Ф. совершенно иная: отец решил выдать его за дочь Киприды, и Ф., не одобряя неравного брака, захотел проверить свое божественное происхождение. Образ Ф. у Овидия совершенно лишен тех романтических черт, которые свойственны ему в новейшей литературе: главный мотив повествования — расплата за гордыню.
Дайджест:
- Герои эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном — бедном и убогом — встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Филемон ... Читать далее...
- Отзыв «Метаморфозы» Публия Овидия НазонаМое знакомство с «Метаморфозами» Овидия началось не из книги, а из рассказа, красивого и печального. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветков. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок нарцисса с вечно преклоненной головкой. Его похожесть на прекрасного юношу, который любовался своим отображением, выдалась такой живой и убедительной, что ... Читать далее...
- «Метаморфозы» гениального поэта Публия Овидия Назона«Рукописи не горят» — сказал выдающийся русский писатель, и его слова находят себе подтверждение в любую пору истории человечества. Таким ярким примером является несравненная поэма «Метаморфозы» одного из известнейших людей Древнего Рима, гениального поэта Публия Овидия Назона. Его судьба сложилась таким образом, что, попав в императорскую немилость, Овидий был сослан Августом в греческую колонию возле ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; АРАХНААРАХНА Арахна — действующее лицо 6-й книги «Метаморфоз». Изложение мифа об Арахне Овидием — единственное известное изложение этой истории и относится к серии сюжетов о соперничестве людей и богов. А. живет в лидийском городе Гипепы, она превосходит всех женщин в искусстве ткачества и бросает вызов даже Минерве. Богиня принимает вызов, начинается состязание. Соперницы ткут покрывала, ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; НИОБАНИОБА Миф о Ниобе в «Метаморфозах» Овидия относится к рассказам о людях, вступавших в спор с богами. У Ниобы — дочери Тантала, жены фиванского царя Амфиона было семеро сыновей и семь дочерей. . Ниоба гордилась своими детьми, была уверена в своей счастливой судьбе настолько, что не считала нужным благодарить богов за дарованное ими счастье. Однажды ... Читать далее...
- Поэма Овидия «Метаморфозы» и ее мифологическая основаЦель: Выяснить функцию превращения в поэме Овидия, проследить мотив превращения в других художественных произведениях; совершенствовать привычки анализа текста; развивать умение составлять опорный конспект; воспитывать умение работать в группе, с уважением относиться к мысли других людей. Оборудование: Тексты отрывков из поэмы «Метаморфозы», бумага, фломастеры для создания ОК. Как все меняется! Что било раньте птицей, Теперь лежишь ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДЕВКАЛИОН И ПИРРАДЕВКАЛИОН И ПИРРА Девкалион и Пирра — герои древнегреческого варианта мифа о всемирном потопе, который в наказание за нечестивые поступки людей наслал на землю всесильный бог. Зевс обрушил на землю невероятно сильный ливень. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Под водой оказались города, леса, холмы, горы. Лишь двуглавую вершину горы Парнас ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ПЕРСЕЙПЕРСЕЙ В «Метаморфозах» Овидия все превращения исходят от самого Персея. Царю Аргоса Акрисию, оракул предсказал, что погибнет он от руки сына своей дочери, красавицы Данаи. Чтобы избежать сей участи, Акрисий посадил дочь в специально построенное подземелье. Полюбивший Данаю Зевс проник в темницу в виде золотого дождя, после чего у принцессы родился сын, которого она назвала ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; КАДМКАДМ Кадм — один из сыновей сидонского царя Агенора, которых отец отправил на поиски похищенной Зевсом Европы, запретив им возвращаться домой без сестры. Долго странствовал Кадм в поисках Европы и, наконец, потеряв всякую надежду найти ее, но боясь возвратиться, он направился в Дельфы, чтобы спросить через оракула Аполлона, в каком же месте ему надлежит теперь ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; НАРЦИССНАРЦИСС В «Метаморфозах» Овидий называет Нарцисса сыном речного бога Кефиса и нимфы Лириопеи. Юноша рос красивым, но гордым и самовлюбленным. Он отвергал любовь нимф, оттолкнул и нимфу Эхо, которая умерла из-за этого. Одна из отвергнутых нимф прокляла Нарцисса, попросив богиню Немезиду заставить его влюбиться, но не познать ответной любви. Богиня Немезида исполнила просьбу, и однажды ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДАФНАДАФНА Из нескольких версий мифа о Дафне и Аполлоне Овидий выбирает тот, который повествует о безответной любви Аполлона к нимфе Дафне — дочери Геи и бога реки Ладон — как о мести Купидона. Аполлон нанес богу любви оскорбление, сказав, что тот плохо стреляет из лука, и ни к чему ему, мальчишке, такое грозное оружие. За ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; АКТЕОНАКТЕОН Актеон действующее лицо 3-й книги «Метаморфоз», сын Автонои, дочери Кадма, охотник, превращенный богиней Дианой в оленя и растерзанный собственными собаками. В мифологии существовало несколько вариантом этой истории, по-разному истолковывающих конкретную причину гнева Дианы, но сходившихся в одном: Актеон так или иначе нанес Диане оскорбление. Овидий представляет вину Актеона случайной: во время купания Дианы он ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; МИДАСМИДАС Как-то раз к фригийскому царю Мидасу крестьяне привели Силена, спутника бога Диониса, который отбился от свиты и заблудился. Шутники связали его гирляндами из цветов. Мидас, узнав Силена, в течение девяти дней принимал его в своем дворце, угощал его, а затем отвел обратно в свиту Диониса. Обрадовался Дионис и в качестве вознаграждения предложил Мидасу исполнить ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ПИРАМ И ФИСБАПИРАМ И ФИСБА Пирам и Фисба — юноша и девушка из Вавилона. Эти персонажи появляются в 4-й книге «Метаморфоз». Влюбленным молодым людям запрещено встречаться. Однако они находят способ разговаривать друг с другом — через щель в стене, разделяющей их дворы. Пирам и Фисба вынуждены целовать лишь стену, а не друг друга. Не видя иного выхода, ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению «МЕТАМОРФОЗЫ» Овидия &;;;;;#124; ДЕДАЛ И ИКАРДЕДАЛ И ИКАР Дедал был самым знаменитым художником и скульптором в Афинах. Он умел высекать из мрамора такие статуи, что они казались живыми. Дедал также изобрел топор и бурав. За убийство своего племянника Тала, Дедал был осужден афинским ареопагом на смертную казнь, однако ему удалось бежать на остров Крит, где он и нашел приют у ... Читать далее...
- Эней — герой эпоса П. Вергилия Марона «Энеида»Эней — герой эпоса П. Вергилия Марона «Энеида», опубликованного посмертно, сын Венеры и троянского героя Анхиза. По преданию, спасшемуся с немногими товарищами после гибели Трои Эней суждено стать родоначальником народа, которому будет обязан своим происхождением Рим; для этого ему, гонимому Юноной, необходимо было приплыть в Италию и выдержать многочисленные сражения с местными племенами. Первая часть, ... Читать далее...
- Овидий — певец любви и гармонии. Значение творчества ОвидияИз детства «тайно влекла к себе муза». Овидий родился в 43 г. в г. Сульмони и принадлежал к старинному роду «всадников». Отец мечтал, чтобы сын стал влиятельным государственным лицом, отдал его в ораторскую школу. Но, как упоминает сам поэт в своей автобиографии, ему «с детства служить небожителям больше хотелось», его «тайно влекла к себе муза».) ... Читать далее...
- Крестьянин-труженик — главный герой народного эпосаТрудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве. Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд: Как орет в поле оратай, посвистывает, А бороздочки он да пометывает, А пенья-коренья вывертывает, А большие-то каменья ... Читать далее...
- Герой романа Л. Апулея «Метаморфозы»Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его «Осел» . Позднее за романом закрепилось название «Золотой осел» , где эпитет «золотой» означал высшую степень похвалы со стороны многочисленных читателей. Литературным прототипом Л. стал герой греческой повести «Метаморфозы», написанной Лукием из Патр, затем переработанной Лукианом в его пародийно-иронической повести «Лукий, ... Читать далее...
- Мое знакомство с «Метаморфозами» ОвидияМое знакомство с «Метаморфозами» Овидия началось не с книги, а из рассказа, красивой и печальной. Еще в начальной школе учительница рассказывала нам о происхождении названий цветов. До сих пор помню в ее руках нежно-желтый цветок нарцисса с вечно склоненной головой. ее сходство в прекрасного юношу, любовался своим отражением, казалась такой живой и убедительной, что не ... Читать далее...
- Роланд — главный герой эпоса «Песня о Роланде»Прошли столетия, но образ Роланда — главного героя французского героического эпоса «Песня о Роланде» — выписанный с таким мастерством, будто мы знаем его лично, а смерть героя воспринимаем очень болезненно, и не верится, что все более реже мы можем встретить такой характер, которым был наделен Роланд. Конечно, мы уже сказали, что герой эпоса всегда идеализировался. ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа АрахнаАрахна — персонаж 6-й книги «Метаморфоз». История А. известна только в изложении Овидия и относится к ряду сюжетов о соперничестве людей с богами. А. из лидийского города Гипепы, первая среди людей в искусстве ткачества, бросает вызов Минерве. Та вступает с А. в состязание. Каждая из соперниц начинает ткать покрывало, помещая на нем изображения мифологических сюжетов, ... Читать далее...
- Сочинения Овидия и Горация — шедевры мировой поэзииАнтичная поэзия определила путь развития всей мировой литературы. Значительной популярности в более поздние времена приобретает не только греческая, а и римская литература. Римская Империя, уникальная культура, особые традиции и ментальность римлян отобразились в произведениях Овидия и Горация. Гораций известный нам не только как поэт, а и как политический деятель, судьба которого была непростой. Свой творческий ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа КадмаКадм — персонаж 3-4-й книг «Метаморфоз», основатель Фив, столицы Беотии; отец Агавы, Семелы, Ино, Автонои и Полидора. С именем К., переселившегося в Грецию из Финикии, связывался приход в Грецию финикийского алфавита. После похищения Европы Агенор, отец К., финикийский царь, послал К. ее отыскать, запретив возвращаться без сестры. Не найдя ее и не имея права вернуться ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа МарсияМарсий — первоначально фригийский речной бог; греки изображали его в виде сатира. Ему приписывалось изобретение флейты. С ним сравнивает Сократа Алкивиад : Сократ так же безобразен и зачаровывает людей речами, как М. — музыкой. По другой версии, флейту изобрела Афина, но, увидев, как игра на ней искажает ее лицо, бросила ее и прокляла того, кто ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа ГиацинтаГиацинт — сын спартанского царя Амикла, возлюбленный Аполлона. Состязаясь с Г. в метании диска, Аполлон нечаянно убил его и, чтобы увековечить память о погибшем, создал из его крови пурпурный цветок. В «Метаморфозах» история Г. стоит, с одной стороны, последней в ряду мифов о любви Аполлона, и в ней отчетливее всего проступает общая для них схема: ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа ПигмалионаПигмалион — кипрский царь, влюбившийся в им самим вырезанную из кости статую, которая ожила и стала его женой Галатеей. Главная тема рассказа Овидия — оживание статуи, представленное как метаморфоза и описанное в соответствии с типичной для Овидиевой метаморфозы двухчастной схемой: за предысторией, содержащей обоснование превращения, следует само превращение, которое, как правило, совершается не моментально, а ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа АдонисаАдонис — имя семитского происхождения. История об Адонисе изложена в «Метаморфозах» далеко не полностью, но именно рассказ Овидия стал источником последующего развития образа в европейской литературе. Овидий представляет А. прежде всего как идеал красоты. Его любит сама Венера. Любовь Венеры и А. изображена как ничем не омраченная идиллия. Овидий не использовал главную культовую версию мифа, ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образов Девкалиона и ПирраДевкалион и Пирра. В греческом варианте широко распространенной в мифологиях народов мира легенды о всемирном потопе Д. выступает аналогом ветхозаветного Ноя, ассирийского Утнапиштима и др. Полностью миф изложен у Аполлодора и Овидия. Д., сын титана Прометея, женатый на своей двоюродной сестре П., дочери Эпиметея, царствовал во Фтии. Когда Зевс решил истребить погрязший в пороке человеческий ... Читать далее...
- Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпосаХочу привести мнение А. Ф. Лосева о мифологии в «Илиаде» и «Одиссее» : «можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо — это женщины в роскошных одеждах, утопающие ... Читать далее...
Герой эпоса Овидия Назона «Метаморфозы»