Главная тема комедии «Недоросль»

Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Мирона. С момента появления своего на сцене и до конца Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милой, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более — он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

Насколько такие взгляды были передовыми, можно судить

по тому, что не только в первые две трети XVIII века, но и в эпоху Фонвизина дворянские писатели считали, что «государь и отечество — едино суть». Фонвизин же говорит только о службе отечеству, но не государю.

Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно и должно быть залогом благосостояния Государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин».

Фонвизин ставит тему воспитания

как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны.

Четвертая тема, поставленная в комедии, касается нравов придворной и столичной знати. Она раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Правдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души».

Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. «Тщетно звать врача к больным: тут врач не пособит, разве сам заразится».




Главная тема комедии «Недоросль»