Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм

Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм.

«О разграничении романтизмов» — именно так, романтизмов во множественном числе. В данной лекции романтизм будет пониматься не только как формальное литературное течение, но и как определенная философия, и именно через эту философию мы и попытаемся определить романтизм.

Романтизм &;;;»Фауст» Гете, произведение, выходящее за рамки любого литературного направления, но тем не менее мощно повлиявшее на европейский романтизм, задает поиск как высшую

духовную ценность. В отличие от Фауста Марло, который требует от Мефистофеля 24 лет беспрекословного подчинения, Фауст Гете объясняет Мефистофелю, что поиск, стремление есть суть жизни человека и ставит черту следующее условие: «Времени больше не будет». Остановившееся мгновение «Философское исследование о сущности человеческой свободы», где, повторяя Мильтона, положил проявление человеческой свободы воли в основу мироздания в том виде, в каком оно известно нам.

Личность, т. е. человек, отделенная от единства сил и от самого Бога, имеет перед собой одну цель: вернуть себе то, что было утрачено. Однако

ревностно охраняя свою индивидуальность и уникальность, личность стремится не вернуться в состояние единства сил, но поднять себя, в своем отъединенном состоянии, до богоподобного уровня центра мироздания. Личность стремится к обожению: «Своеволие может стремиться к тому, чтобы в качестве частной воли [Partikularwille] быть тем, что оно есть лишь в тождестве с универсальной волей. «…» И менно названное возвышение своеволия и есть зло».

Шеллинг считает зло порождением воли человека и человеческого стремления к обожению, так как личность хочет сама по себе стать тем, чем она может быть только в Боге. «Общая возможность зла состоит «…» в том, что человек вместо того, чтобы сделать свою самость базисом, органом, способен стремится возвысить ее до господствующей всемогущей воли». Нижеследующий отрывок из Шеллинга кратко формулирует дилемму, составляющую центральную проблему человеческих стремлений: Начало греха состоит в том, что человек переходит из подлинного бытия к небытию, от истины к лжи, из света в тьму, чтобы самому стать творящей основой и посредством содержащейся в нем мощи центра господствовать над всеми вещами. Ибо даже у того, кто удалился из центра, все еще остается чувство, что он был всеми вещами, был в Боге и с Богом; поэтому он вновь стремится к этому, но для себя, а не там, где он мог быть таковым, а именно, в Боге.

Отсюда возникает голод себялюбия, которое в той мере, в какой оно отрекается от целого и от единства, становится все более скудным и жалким, но именно поэтому все более алчным, голодным, ядовитым…

» Этот отрывок прекрасно подытоживает исходную точку, процесс и окончание романтического поиска. Если романтический поиск не заканчивается примирением с мирозданием, он превращается в саморазрушение. Романтический конфликт построен на стремлении свободной человеческой воли превратиться в абсолют, в божество, во всемирную, универсальную волю, диктующую порядок мироздания.

Этот ключевой романтический конфликт зародился задолго до официального оформления романтизма как литературного течения, в романтизме обрел свою самую эффектную и влиятельную форму и пережил романтизм как узко понимаемое литературное направление. Романтический конфликт человека со всем миром и богоборческие претензии человека повлияют на все развитие литературы в XIX и XX веках.




Главы из курса лекций РГГУ. Английская литература XIX века. Английский романтизм