Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен

В готической новелле А. А. Бестужева «Замок Эйзен» перед читателем предстает весь арсенал ужасов, о которых говорится в пародии О. Сомова,- подземелья, убийства — одно страшнее другого. Действие происходит в средневековом замке — страшном символе насилия и зла. И здесь вновь возникает столь любимый русской новеллистикой начала XIX века мотив — мотив оживающего мертвеца.

Однако именно он в финале придает неожиданно прозаическое звучание ультраромантической повести Бестужева. Оказывается, «оживший» барон Бруно фон Эйзен

— не мертвец, не мистическая кара, посланная молодым преступникам. Но это и не романтический мститель, каким явился Алонзо у Карамзина.

Он — всего лишь брат умершего барона, заурядный авантюрист, который, расправляясь с Регинальдом и Луизой, преследует свои, вполне прозаические и корыстные интересы. Так в новелле смыкаются две линии: романтическая и авантюрно-бытовая.

Неожиданно решается в новелле Бестужева и тема ливонского рыцарства. С одной стороны, с ним связывается представление о доблестных турнирах, пылких страстях, культе прекрасной дамы, а с другой — воспоминание о деспотическом произволе средневековых

феодалов. Оба эти представления в новелле парадоксальным образом совмещаются, подчеркивая историческую противоречивость рыцарского прошлого. Это отражается и на стиле повествования.

Словно бы в насмешку, картины грабежа и насилия «украшены» былинно-сказочным слогом: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «конь… летит, инда искры с подков сыплют» и т. д. А в облике главного героя, барона фон Эйзена, смешиваются то черты удалого русского молодца, то отпетого разбойника. Причем читателю так, собственно, и не дано до конца уразуметь, где кончается одно и начинается другое. «Прискакал к утесу, а река рвет и ревет, как лютый зверь. Что ж бы вы думали? «За мной, ребята!» — и бух в воду первый.

Кто выплыл — хорошо, потонул — туда и дорога! Скажет только, бывало, отряхиваясь: «Скотина»…» В известной мере романтикой «наоборот» в новелле Бестужева предстает все рыцарское прошлое. Регинальд, племянник барона, рыцарски мстя за поруганную честь, в сущности, остается плоть от плоти мира зла, против которого восстает.

По мысли Бестужева, зло порождает зло. Отсюда и первоначальное название повести — «Кровь за кровь». Отсюда и ее финал: рыцарский мир исчезает с лица земли и «срытому до основания» замку Эйзен уже более не суждено воскреснуть.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

Аннотация:

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.




Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен