Притягательность идей Ницше

В своем письме Минне Каутской Фридрих Энгельс очертил эстетическую программу критического реализма, которая могла послужить ориентиром не только для социалистической литературы, но и для буржуазных писателей. Однако начальный период империализма не давал благоприятных предпосылок для создания значительных произведений критического или социалистического реализма. Анализ сложной и парадоксальной сущности империализма не удавался вначале даже политэкономии. Книга В. … Читать далее

Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме «Двенадцать». Известно, что Александр Блок был одним из. талантливейших поэтов-символистов. И в … Читать далее

Байрон в ранней поэзии и проблемы его творчества

Уже в первых стихах поэта появляются мотивы социальной критики. В частности, в послании к своему учителю Бичеру, «который советовал ему чаще бывать в мире», Байрон пишет: Для чего мне сходится со светской толпой Раболепствовать перед ее главарями, Льстить хлыщам, восторгаться нелепой молвой Или дружбу водить с дураками? . Политические мотивы звучат и в защите либерального … Читать далее

«Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья»

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус». 2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши. 3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия. Все Бог сделал на радость человеку. А. И. Куприн Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой — … Читать далее

Сцена объяснения Аркадия и Кати

Роман «Отцы и дети» в 1862 году стал предметом ожесточенных споров, приобрел мировую известность. Скорее всего, это произошло из-за того, что «чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно». Этот роман ввел в круг «вечных образов» литературы еще один — Евгения Базарова. Тургенев писал портрет … Читать далее

Чувство собственного достоинства

Достоинство… Что же это такое? Чувство собственного достоинства — это одно из главных качеств человеческой души. Люди, имеющие его, умеют считаться с другими, несут в себе положительные эмоции, которых хватает на всех, кто рядом, они умеет дорожить всем, что им дано. Для меня, чувство собственного достоинства — это уважение к себе, т. е. не подхалимничать, … Читать далее

Среди поэтических озер Юрия Клена

Юрий Клен в 20-е годы XX ст. принадлежал к группе киевских неоклассиков. Во время национально-культурного возрождения он разделял установки Н. Зерова, что обусловило синтез в творческой практике традиций неоклассицизма и романтического волюнтаризма «пражской школы». Известные произведения писателя: сборники «Каравеллы», «Украина», «Жанна Д’арк», поэмы «Проклятые годы», «Пепел империй», многочисленные новеллы, автобиографические очерки и эссе «Воспоминания о … Читать далее

«Мир Бунина — это мир зрительных впечатлений» А. А. Блок

1. Биографические сведения. 2. Природа — источник нравственного возрождения людей. 3. Природа — олицетворение свободы, 4. Противостояние естественного и искусственного. И. А. Бунин, выходец из старинной, но обедневшей дворянской семьи, с раннего детства хотел стать художником. Он довольно успешно постигал секреты живописного мастерства и скульптуры. Но великим художником ему так и не суждено было стать. … Читать далее

Дон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Свой знаменитый роман «Дон Кихот» испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра писал тогда, когда сидел в тюрьме. В этот роман писатель вложил все свои мысли о жизни, людях, творчестве, мире и т. д. Это было время, когда на аристократов наступала буржуазия, когда рушились старые устои. Сервантес все это видел и создал один из самых светлых … Читать далее

Проза Д. И. Фонвизина в истории русского

Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка СОДЕРЖАНИЕ Вклад Д. И. Фонвизина в развитие русского литературного языка Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии «Недоросль» Язык прозы Д. И. Фонвизина Вывод Библиография ВКЛАД Д. И. ФОНВИЗИНА В РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского … Читать далее

Роль Ольги Ильинской в судьбе Ильи Обломова

1. Образ Ольги Ильинской. 2. Попытки изменить Обломова. 3. Разочарование Ольги. 4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской. Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в … Читать далее

«Метаморфозы» гениального поэта Публия Овидия Назона

«Рукописи не горят» — сказал выдающийся русский писатель, и его слова находят себе подтверждение в любую пору истории человечества. Таким ярким примером является несравненная поэма «Метаморфозы» одного из известнейших людей Древнего Рима, гениального поэта Публия Овидия Назона. Его судьба сложилась таким образом, что, попав в императорскую немилость, Овидий был сослан Августом в греческую колонию возле … Читать далее

Тайна «ночной поэзии» Фета

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники «Вечерние огни», в них как бы особая, фетовская философия ночи. В «ночной поэзии» Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь — бездна — тени — сон … Читать далее

Судьба Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Говоря о своем знаменитом романе, сам М. Шолохов отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, а не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу писателя. Не случайно литературные критики до сих пор спорят о судьбе главного героя. Кто же он, Григорий Мелехов? «Отщепенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, человек, не сумевший найти своего … Читать далее

Поэт и гражданин в русской поэзии XIX века

1. Общественные проблемы и размышления над ними в творчестве А. С. Пушкина. 2. Обличение пороков своего поколения в творчестве М. Ю. Лермонтова. 3. Гражданская лирика Н. А. Некрасова. Во все времена перед талантливыми людьми вставал вопрос: должен ли художник посвятить себя исключительно чистому искусству или же активно участвовать в общественной жизни? Нужно заметить, что отгородиться … Читать далее

Мотив карточной игры в «Пиковой даме» А. С. Пушкина

1. Маленькие пешки в большой игре. 2. Значения игры для второстепенных персонажей. 3. Бездуховная сущность трех карт. Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного. Овидий Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в Болдино в 1833 году. Тишина и уединение, царившие в этот период вокруг писателя, позволяют искать ответы на многие вопросы, которые … Читать далее

Баня характеристика образа рассказчика

Герой-рассказчик, начиная свой монолог с того, что, по слухам, «в Америке бани очень отличные», повествует о походе в обыкновенную советскую баню, «которая в гривенник». Придя туда, он получил в раздевалке два номерка, которые голому человеку некуда деть: «Карманов нету. Кругом — живот да ноги». Привязав номерки к ногам, герой отправляется на поиски шайки. С трудом … Читать далее

В. А. Жуковский — первый поэт-романтик в русской литературе

1. Завораживающий голос сердца. 2. Победа чистого сердца над роком. 3. Страшный и тайный мир. 4. Особенности двоемирия. Мечта и действительность сливаются в любви. В. В. Набоков. Творчество В. А. Жуковского приходится на период романтизма, одного из самых загадочных направлений в русской литературе. Каждый из писателей и поэтов вносит в него свои особенные оттенки и … Читать далее

Конфликт и структура композиции комедии «Горе от ума»

Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова. «Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку ; и этот человек, … Читать далее

Мир чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — одно из самых великих произведений как в творчестве самого писателя, так и в литературе XIX века. Он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости». Автор рисует нам маленький захолустный городок, где отсутствуют какие бы то ни было порядки, обличает чиновников. Обобщающий смысл «Ревизора» дан в … Читать далее

Искусство и литература в судьбе русской литературы золотого века

Самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. ван Бетховена с его героическим симфонизмом, без утонченных лирических этюдов, ноктюрнов великого поляка Ф. Шопена, без оперных свершений гениального итальянца Дж. Верди и симфонических открытий … Читать далее

Что значит быть «особенным человеком»?

В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» перед нами возникает образ героя, которого сам автор называет «особенным человеком». Что значит быть особенным человеком, по замыслу писателя? Как относиться к таким людям? Рахметов — очень необычная и, безусловно, выдающаяся личность. Друзья о нем думают как о «человеке совершенно черством для личных чувств, не имевшем… личного сердца, … Читать далее

Изображение революции в русской литературе XX века

Роман Фадеева «Рзгром» — талантливое произведение, художественное воплощение и развитие традиций Льва Толстого и Максима Горького. Роман посвящен событиям гражданской войны, но писателя волнуют не боевые действия, а внутренняя жизнь человека в эпоху революционной ломки мира. Фадеев так определил концепцию произведения: «Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала». В нашу эпоху, … Читать далее

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», — эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл «Ревизора», позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Ветреный, ведущий вечно праздную жизнь на чужие, взятые в долг деньги, … Читать далее

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Основными темами пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дво­рянского гнезда», победа предпри­имчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофи­мова и Ани. Прощание новой, моло­дой России с прошлым, с отживаю­щим, устремленность к завтрашнему дню — в этом заключается содержа­ние «Вишневого … Читать далее

Тема семьи и дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре … Читать далее

Н. М. Рубцов в воспоминаниях современников

А. Н. Жуков: «Однажды зашел в комнату радостный, улыбающийся и сообщил как о большой победе: — Знаешь, меня редакционная машинистка похвалила. Я пожал плечами: — Тебя вроде не первый раз хвалят. И на семинарах, и так, в застольях. Наши ребята, кажется, не чета какой-то машинистке. — Не понимаешь, — огорчился он. — Машинистка старая, лет … Читать далее

Бог искусств и пророчеств Аполлон

Пророческий дар Аполлона. Никто из бессмертных не может сравниться по красоте с Аполлоном! Вечно молод он — высокий, стройный, золотоволосый бог; его проницательные ясные глаза видят все, что происходит на земле и чему суждено произойти в будущем. [Никто из богов, как думали греки, не знал будущее лучше него, поэтому жители Эллады построили много храмов Аполлона … Читать далее

Анализ рассказа «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

1) История создания произведения. «Маленький принц» — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери: Написан! в 1942 году в Нью-Йорке. Впервые опубликована в 1943 году в США издательством «Reynal &;;; Hitchcock». Вышла в печати сначала на английском ; затем на французском языке. Первое … Читать далее

Герой «Кавказского пленника» Пушкина

Герой «Кавказского пленника», как бы он ни был похож на автора в своих признаниях и характеристиках, является типическим героем времени. В этом нет противоречия. Авторское начало в герое проявляется лишь в той мере, в какой оно либо соответствует общему и типическому, либо не противоречит ему. Пушкин не раз признавался в лирическом и авторизованном характере своего … Читать далее

Анализ повести «Портрет» Гоголя Н. В

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать. Итак, кого … Читать далее

Николай Некрасов и Афанасий Фет Фет А. А

Николай Некрасов и Афанасий Фет Николай Некрасов и Афанасий Фет… Что-то далекое и близкое… «Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным…» Почему? Надо бы сказать о том, что Н. А. Некрасов — демократ, а А. А. Фет — реакционер… Нет, пожалуй, это слишком банально и хорошо известно. Почему мы, … Читать далее

Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в ней отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность. В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из … Читать далее

Анализ рассказа «Охота жить» Шукшина В. М

«Охота жить» В рассказе «Охота жить» В. М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог … Читать далее

Совет в Филях

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но отстаивал предначертанность судьбы отдельного человека и государства в целом. Несмотря на то, что на Бородинском поле русские одержали «нравственную» победу и собирались на следующий день продолжать сражение, выяснилось, что войска потеряли убитыми и ранеными до … Читать далее

Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом «Эпилога», но и особый библейский отсвет. Тема … Читать далее

Мгновения счастья в творчестве А. А. Фета

1. Детальное описание природы. 2. Поэтика знаков препинания. 3. Лиричная симфония пробуждения. 4. Противоречивое сочетание разных понятий. Миг — это единица измерения счастья. В. Жемчужников Мгновения… из этих понятий сложена наша жизнь. Они неуловимы и прекрасны, а порой полны разочарования. Но из таких казалось бы незначительных моментов и собирается картина восприятия и понимания самой жизни … Читать далее

Драматургическая поэтика «Маленьких трагедий» Пушкина

Несмотря на обширную литературу о «Маленьких трагедиях», законченного представления о них мы еще не имеем. Являются ли они отрицанием драматической системы, какая начала складываться в процессе работы над «Борисом Годуновым», или знаменуют дальнейшее развитие и углубление основных принципов драматического искусства, к которым пришел Пушкин в работе над первой своей трагедией,- эти вопросы и сейчас не … Читать далее

Сатирическое изображение героев в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

1. Мольер и традиции классицизма. 2. Предыстория создания комедии «Мещанин во дворянстве». 3. Образ главного героя комедии. 4. Другие персонажи комедии. Я знаю этот вид напыщенных ослов: Пусты, как барабан, а сколько громких слов! Они — рабы имен. Составь себе лишь имя, И ползать пред тобой любой из них готов. О. Хайям Мольер — писатель … Читать далее

Басни И. Крылова

Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей». Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню «Демьянова похлебка», … Читать далее

Обличение самодержавия и крепостничества в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева

1. Осуждение Радищевым крепостничества. 2. Авторское присутствие в «Путешествии…». 3. Отношение писателя к самодержавию. Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. А. Н. Радищев Произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своей прямотой, откровенностью и неслыханной для того времени дерзостью, … Читать далее

Алеша Пешков — главный герой повести «Детство»

Повесть «Детство» — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней … Читать далее

История пугачевского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом На стороне правительства… А. Пушкин, «История Пугачева» В 30-е годы XIX века в связи с резко усилившимися крестьянскими волнениями, в которых современники готовы были видеть начало «новой пугачевщины», Пушкин настойчиво обращается к теме крестьянского восстания. Этой темы он касается в планах продолжения «Истории села … Читать далее

Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера

Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера отразили в себе всю сложность эпохи исторического перелома. Вернувшись в 1945 году из эмиграции в Берлин, Бехер сразу же стал одним из активнейших работников КПГ в области культурного строительства. В своих речах и статьях он выступал за духовное перевоспитание интеллигенции и внес большой вклад в духовное обновление немецкой культуры. … Читать далее

Как я понимаю образ Тартюфа в одноименной пьесе Мольера

В 1664 году Мольер написал и поставил комедию «Тартюф» — злейшую сатиру на лицемерное французское духовенство, за что церковники объявили ему, Мольеру, войну. Они вмешивались в личную жизнь комедиографа, распускали неблаговидные слухи о его семье. Но Мольер не сдавался. Он писал королю: «Тартюфы потихоньку и ловко вошли в милость у вашего величества, и оригиналы добились … Читать далее

Проблема искусства в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции»

Новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции» — образец реалистической манеры письма, обогащенной модернизмом. Именно она помогла художнику художественно постигнуть и воплотить проблему без духовности тогдашнего искусства. В 1913 году, когда Томас Манн работал над этим небольшим произведением, в Западной Европе приобрели распространение пессимистические философские теории, которые основывались на иррационализме, мистике, волюнтаризме. Считалось, что земная цивилизация … Читать далее

Повести Белкина характеристика образов Самсон Вырин

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ Самсон Вырин — станционный смотритель, несчастный чиновник 14-го класса, «сущий мученик» должности, отец дочери Дуни, увезенной гусаром в Петербург. Повесть, рассказанная Белкину титулярным советником А. Г. Н., помещена в цикле четвертой, но в сноске к письму «одного почтенного мужа» она поставлена на первое место; вряд ли это случайно. … Читать далее

Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Н. В. Гоголь хотел написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это произведение должно было стать грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века. Им стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание произведения называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало сатирическое значение этого произведения. Гоголь изменил название … Читать далее

Басни Крылова, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни

При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а» во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он употребляет часто уменьшительные, — «куманек», «светик», — или такие выражения и обороты речи, которые свойственны только простонародному, бытовому языку: «невеста-девушка смышляла жениха», «отколе … Читать далее

Побежалость

РІРО Побежалость Побежалость — свойство живых организмов существовать в разных формах. Побежалость разделяют на наследственную и ненаследственную. Модификационная побежалость возникает под влиянием внешней среды. Наследственная побежалость связана с изменением генетического материала Все признаки организмов можно условно поделить на качественные и количественные. Первые устанавливаются описательным путем, вторые определяются путем измерения. На развитие количественных признаков оказывает большое … Читать далее