Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Образ этот сравнивают с шекспировским Калибаном, однако много в нем и чисто русского, национального. Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом Портрете героя, который похож … Читать далее

Особенности композиционной структуры романа М. Ю. Лермонтова «Горой нашего времени»

1. Хронологическая последовательность событий. 2. Смешение жанров. 3. Смысл нарушения хронологии в романе. Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Прост она родных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. А. С. Пушкин Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей-глав. … Читать далее

Что делать характеристика образа Розальской Марьи Алексеевны

ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях Розальская Марья Алексевна — мать Веры Павловны. Худощавая, крепкая, высокого роста дама. Дает деньги под залог и всячески озабочена приобретением капитала, жаждет выдать дочь замуж за состоятельного человека и тем самым обогатить-ся. Груба и самовластна, с дочерью и мужем совершенно не считается, а только тиранит их. Сопротивление дочери … Читать далее

Роман «Мы» в критике и литературоведении

А. К. Воронений: «Лежит у меня… роман ваш «Мы». Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это «самая шуточная и самая серьезная вещь»? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы … Читать далее

Повторение слов

Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и канонично сформулировать мысль. Например: Общежитие, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни. Какой будет эта жизнь зависит от самих жителей общежития. Но может стать и стилистическим приемом, усиливающим выразительность … Читать далее

Русская женская литература как явление конца XX века

1. Что такое женская проза? 2. Особенности женской литературы. 3. Представители направления. Женской литературе принадлежит будущее, а может быть уже и настоящее. Т. Морозова Феминизм, распространившись в России, пустил свои корни и в литературе. Примерно в конце 1980-х — начале 90-х годов появилась женская русская проза. Что же отражает это явление? Современные критики признают, что … Читать далее

Конармия характеристика образа Павличенко Матвея Родионовича

Павличенко Матвей Родионович — конармеец, «красный генерал», герой-рассказчик «Жизнеописания Павличенки Матвея Родионыча». Будучи пастухом в Ставропольской губернии, женился на девушке по имени Настя. Узнав, что помещик Никитинский, у которого он работал, пристает к его жене, просит расчет; однако помещик заставляет его в течение десяти лет выплачивать долг. В 1918 г., уже став командиром красноказачьего отряда, … Читать далее

Образ Митрофанушки в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Писателя и драматурга Д. И. Фонвизина, комедия «Бригадир» которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса «Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же … Читать далее

Как читать стихотворение Пушкина «В Сибирь»?

Первая строфа стихотворения «В Сибирь» звучит с нарастающей интонацией: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Этот гордый, но чуть мрачноватый тон согрет мягкими, ласковыми нотами. Так раскрывается сложное душевное состояние поэта — борьба самых противоположных чувств: Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость … Читать далее

Образ родины в поэзии С. А. Есенина

1. Русская природа в творчестве С. Есенина. 2. Эмигрантская Россия, глазами Есенина. 3. Советская Россия, глазами поэта. Гой ты, Русь, моя родная… С. А. Есенин С. А. Есенин был и остается одним из немногих, подлинно народных поэтов нашей страны. Уже в ранних стихах поэта определились основные темы его творчества. И одной из главных тем в … Читать далее

Маугли человеческий детеныш

Вскормленный волчицей беззащитный человеческий детеныш с помощью своих попечителей и наставников — черной пантеры Багиры, бурого медведя Балу и хитрого удава Каа — постигает законы джунглей, побеждает своего заклятого врага, хромого тигра Шер-Хана, становится на правах самого справедливого, сметливого, сильного и ловкого предводителем волчьей стаи, а потом — могущественным властелином всего населения тропического леса. Но … Читать далее

В. Я. Брюсов — родоначальник символизма

1. Брюсов и русский символизм. 2. Творческий путь поэта. 3. Ранняя лирика Брюсова. 4. Упорный труд — путь поэта к истинному мастерству. Свой поэтический путь В. Я. Брюсов начал как «потрясатель основ», который с завидным упорством и настойчивостью продвигал в русскую литературу новое направление — символизм. К тому времени, когда Брюсов появился на литературной сцене, … Читать далее

Учитель Гнус, или Конец одного тирана характеристика образа Гнуса

Гнус, учитель. Почти четверть века тиранит гимназический учитель в маленьком северогерманском городке своих учеников. Невинные шалости он расценивает как бунт против установленного порядка. Ученики в его глазах — враги, затаившиеся преступники, которых надо только поймать с поличным и наказать, да так, чтобы карьера была испорчена до конца жизни. Когда ему удается подловить провинившегося школяра и … Читать далее

«Повесть о Дракуле» в русской письменности

«Повесть о Дракуле» не воспринималась на Руси как историческая повесть; время, обстоятельства правления и подлинное имя ее главного действующего лица Дракулы — Влад Цепеш — не было упомянуто автором, именовавшим его Дракулой, прозвищем, под которым этот князь был известен за пределами Валахии. Повесть начинается с краткого сообщения о том, что «в Мутьянской земле» был «христианин … Читать далее

Метаморфозы характеристика образа Луция

Луций — главный герой и рассказчик романа. Образованный, хорошего происхождения молодой человек, родом из Коринфа, Л. приезжает по делам в Фессалию — область в Греции, известную колдовством. Несмотря на множество рассказов о жертвах магии, он хочет проникнуть в ее тайны. Л. заводит в доме, где поселился, роман со служанкой Фотидой, узнает от нее, что ее … Читать далее

Котлован характеристика образа Жачева

Жачев — безногий калека, инвалид первой мировой войны, передвигающийся на тележке. «Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток4 туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали посторонний для них мир с жадностью обездоленности, с тоской скопившейся страсти». Персонаж отличается крайней агрессивностью, основанной на «классовой … Читать далее

Любовь на страницах произведений И. А. Бунина

В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По его убеждению, любовь — это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь» — эти слова Андрея Болконского из «Войны и … Читать далее

Моя первая учительница

Мою первую учительницу звали Ольга Степановна. Она казалась мне совсем молодой, наверное, потому, что была очень энергичной и веселой. Ольга Степановна всегда придумывала для нас разные праздники и внеклассные занятия, устраивала небольшие экскурсии по городу и пикники в школьном саду. Она была готова помочь с любой проблемой, объяснить после уроков пример или задачу. Свои уроки … Читать далее

Герой нашего времени характеристкика образа Грушницкий

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Грушницкий — один из главных героев повести «Княжна Мери», юнкер, выдающий себя на Кавказских водах за разжалованного офицера; сначала играющий в любовном треугольнике роль первого любовника, но затем оттесненный на позицию неудачливого соперника. Финал трагичен: убит Г., погружена в духовную драму Мери, а Печорин находится на распутье и вовсе не торжествует победу. … Читать далее

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета

Намек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, «Портрет» Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой … Читать далее

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет уже большую и сложную историю изучения. Исследователи касались главным образом фольклорной основы «Песни…», ее сюжета и художественных особенностей. Было выяснено, что сюжет «Песни…» не восходит … Читать далее

Роб Рой характеристика образа Роб Роя

Роб Рой — Роберт Кэмпбел из клана Мак-Грегоров, получил прозвище Рой за цвет волос — шотландский горец; превыше всего ставит свободу и справедливость. Р. Р. — реальное историческое лицо, глава отряда боевых молодцов-сподвижников. Он занимался набегами, грабежом и взиманием дани, был объявлен государственным преступником и находился с шотландскими, как и с английскими властями в состоянии … Читать далее

Тема будущего в лирике В. В. Маяковского

Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, Тоскою к людям ведомый, иду в кинематографы, трактиры, в кафе. В. Маяковский Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму … Читать далее

Мертвые души характеристика образа Собакевич Михайло Семеныч

Собакевич Михайло Семеныч — четвертый «продавец» «мертвых душ» Чичикову; наделен могучей «природой» — в 7-й главе жалуется Председателю палаты и Чичикову на то, что живет пятый десяток, а не болел ни разу, и за это придется когда-нибудь «заплатить»; аппетит соответствует его могучей натуре — в той же главе описано «поедание» им осетра в 9 пудов. … Читать далее

Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме «Мертвые души»?

А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мертвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую … Читать далее

Крошка Цахес по прозванию Циннобер характеристика образа Цахес

Цахес — баловень судьбы, уродливый во всех отношениях, но вызывающий всеобщее восхищение благодаря трем волшебным волоскам. Сказочный образ Ц. имеет глубокий смысл: в нем отражается одна из иррациональных сторон мироустройства — торжество несправедливости, возникающее по воле случая и обретающее силу закона. Историю Ц. можно рассматривать как одну из иллюстраций взаимодействия добра и зла. Активность доброго … Читать далее

«Где вы, там разврат, ложь, зло…»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой представляет нам различные типы людей, различные социальные слои, различные миры. Это и мир народа, мир простых солдат, партизан, с их простотой нравов, «скрытой теплотой патриотизма». Это и мир старого патриархального дворянства, с его неизменными жизненными ценностями, представленный в романе семьями Ростовых и Болконских. Это и мир высшего … Читать далее

Род несклоняемых существительных

По существующим правилам все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду: коммюнике, такси, метро, кино, бра, кашне, какао и др. К другим родам: кофе, сирокко, авеню (ж. р. ), Гоби, кольраби (ж. Р.) и др. Несклоняемые существительные одушевленные относятся, как правило, к мужскому роду: кенгуру, шимпанзе и т. д. … Читать далее

Жанровое своеобразие поэмы «Анна Снегина» Есенина С. А

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» — поэма, ее жанровое своеобразие — в соединении лирического и эпического повествования. Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал свое имя — Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, … Читать далее

Дети в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Многие писатели обращались к детской теме в своем творчестве. И каждый из них находил что-то особенной в этом образе. Например, для некоторых дети были символом чистоты, «сосудом божьей радости». Для кого-то это был идеальный подходящий образ для отражения взрослой жестокости и невнимания. Детские судьбы, словно призмы, преломляли все перегибы, что творили «большие» люди. И при … Читать далее

Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние. Трусость — мать жестокости. М. де Монтень Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным … Читать далее

Анализ рассказа «Чужая кровь» Шолохова М. А

«Чужая кровь» Рассказ М. А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести. По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание … Читать далее

Человек и природа в поздней лирике Заболоцкого Н. А

Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее «преображением» и т. п. «Человек и природа, — подчеркивал он в одном из писем 1958 г., — это … Читать далее

«Германия — точная оболочка моего духа»

1. Привитая с детства любовь к культуре Германии. 2. Немецкий язык в творчестве Цветаевой. 3. Р. М. Рильке — символ Германии для поэта. 4. Тема фашизма. Русский поэт начала XX века М. И. Цветаева открыто подчеркивала свою бесконечную любовь и привязанность к сказочной Германии. В 1919 году она признается: «Германия — моя страсть, моя родина, … Читать далее

Монологи Чацкого или почему он уезжает из Москвы

Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» … Читать далее

Планы, темы сочинений и ответы по литературе средневековья

Культуру, какого столетия заведены называть средневековой? Хронологическими границами средневековье заведено считать период от распада Римской империи в V столетии к падению Византии в XV столетии. Некоторые ученые делят этот этап на несколько периодов: раннее средневековье, среднее средневековье и Возрождение. Какие исторические предпосылки возникновения новой средневековой культуры? Средние века ознаменовались переходом от рабовладельческих государств к феодальным … Читать далее

Август

Пастернак Борис Леонидович Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана. Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой. Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы … Читать далее

Творческая история создания комедии «Горе от ума»

С сентября Грибоедов живет в Москве и продолжает там работу над комедией, непрерывно улучшая ее. В мае 1824 г. Александр Сергеевич уехал в Петербург. Здесь комедия снова подверглась переработке, особенно последний акт. «Прошу тебя моего манускрипта никому не читать и предать его огню, коли решишься,- пишет Грибоедов Бегичеву из Петербурга,- он так несовершенен, так нечист; … Читать далее

Художественные портреты чиновников в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гогольпризнавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать … Читать далее

Детство. Отрочество. Юность характеристика образа Иртеньева Петра Александрыча

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ Иртеньев Петр Александрыч — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки. «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что … Читать далее

Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

1. Серебряный век русской поэзии. 2. К. Д. Бальмонт и его стихи. 3. Футуристы и В. Хлебников. 4. Сплав футуризма и символизма в поэзии Б. Л. Пастернака. 5. Уникальность новой поэзии. Где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия… В. Г. Белинский Серебряным веком называется культурная эпоха в истории России на рубеже XIX-XX веков. Выражение «серебряный … Читать далее

Ода Горация «До Мельпомене» у перекладах російських поетів

Слово вчителя. Напевно, кожний поет один раз замислюється про місце своєї поезії в житті суспільства, про долю своїх добутків. І, подумки перебираючи своє життя — своя творчість, — виділяє в ньому головне, думає про заслуги перед нащадками. Поети дуже часто наділяють свої міркування в поетичну форму. У російській літературі традиція написання подібних віршів почалася з … Читать далее

Детский «чудо мир» в рассказе Герберта Уэллса «Волшебный магазин»

В мире существует немало чудес — Форосский маяк, Александрийская библиотека, сады Семирамиды и прочее. Нам кажется, что к этим сооружениям, прославленным в давность, можно добавить ребенка — ведь его чудесный мир, представления о реальном мире являются неповторимыми и уникальными. И жаль, что с течением времени, становясь взрослыми, мы теряем этот дар, воспринимая жизнь в серых … Читать далее

Пролог до поеми О. Пушкіна «Руслан і Людмила»

Мета: допомогти учням глибше усвідомити зміст і художню довершеність пушкінської поезії через виразне читання; розвивати навички виразного, вдумливого читання віршів; пам’ять; уміння виражати емоції, акторські здібності; виховувати любов до художнього слова, естетичні смаки. Обладнання: ілюстрації до твору О. Пушкіна, портрет письменника; призи для переможців, квітка з висловлюванням Сократа на пелюстках. теорія літератури: оригінал, переклад, народна … Читать далее

«Герой нашего времени» М, Ю. Лермонтова как психологический роман. Центральная проблема романа. Особенности композиции. Форма повествования

1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе «Герой нашего времени» — первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы — М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович … Читать далее

Отцы и дети характеристика образа Базарова Евгения Васильевича

ОТЦЫ И ДЕТИ Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где … Читать далее

Сатира в знаменитой сцене ученья Митрофана

Чувства и направляемые ими поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки. Что смешного в омерзительной жалости, какая проняла объевшегося шестнадцатилетнего шалопая — в его тяжелом животном сне, при виде матери, уставшей колотить его отца? Ничего смешного нет и в знаменитой сцене ученья Митрофана, в этом бесподобном, безотрадно-печальном квартете бедных учителей, ничему научить не могущих … Читать далее

Дело не только артамоновых

Сочинения по литературе: Дело не только артамоновых Лишь в 1924-1925 годах, уже хорошо зная конец, данный революционной действительностью Октябрьских дней, Горький смог осуществить план задуманной книги, в котором нетрудно угадать черты будущей повести «Дело Артамоновых». Хронологические границы первоначального замысла сузились, исчезло множество задуманных персонажей, но зато четко выкристаллизовалась основная, центральная тема повести: начало, недолгое бытие … Читать далее

Маленький принц характеристика образа Лиса

Образ Лиса. Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о … Читать далее

Тема Родины в лирике С. А. Есенина

О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая:»Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая. Дайте … Читать далее