«Грамматика фантазии» в 5 классе Урок 1. Как придумать рассказ?

Подготовка к уроку 1. Задание для класса. Повторить по учебнику понятия: речевая ситуация, стили речи, типы речи, композиция рассказа. Прочитать сказки Дж.

Родари. 2. Индивидуальные задания.

А) Пересказ сказок Дж. Родари. Б) Сообщение о художественном сти ле речи.

В) Сообщение о повествовании. Ключевые понятия темы. Речевая ситуация.

Текст. Тема. Основная мысль. Рассказ.

Стили речи.

Типы речи. Композиция. Ход урока I. Мотивация познавательной деятельности.

Индивидуальное задание: пересказ одной из сказок Дж. Родари.

II.

Целеполагание. Понравилась ли вам история итальянского сказочника?

А вам хочется самим сочинять такие интересные рассказы, сказки? А умеете ли вы их придумывать?

Сегодня на уроке мы познакомимся с шестью способами придумывания историй. Нашим помощником будет книга Дж.

Родари «Грамматика фантазии». Эта книга написана для взрослых, но интересна будет и детям: в ней автор рассказывает о том, как научиться сочинять. III. Планирование деятельности.

Работать на уроке будем вместе. Вспомним все, что знаем о тексте, послушаем сказки Дж. Родари, узнаем способы сочинения историй.

IV. Актуализация

знаний и умений. 1. Опрос.

Что такое речевая ситуация? Что такое текст? Дайте определение темы текста. Дайте определение основной мысли. Назовите стили речи.

Назовите типы речи.

В какой речевой ситуации встречаются выдуманные истории? В каком стиле будет написан рассказ? Почему?

Какие типы речи возможно употребить в рассказе?

Почему? А что такое рассказ? Какова композиция рассказа? Дайте определение каждого элемента композиции.

Какие из них обязательные? 2. Индивидуальные сообщения. А) Художественный стиль речи.

Б) Повествование как тип речи. V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Беседа. В книге «Грамматика фантазий» Джанни Родари рассказывает о том, как любое случайно выбранное слово может «запустить» механизм придумывания историй.

Итальянский сказочник пишет о многих способах, на этом уроке вы узнаете лишь о некоторых. I способ. Возьмем любое слово. А теперь подберем слова, которые начинаются с первой буквы этого слова: Кошка, крепкий, кофе, корка И т.

Д. Используя эти слова, можно придумать рассказ. Они будут ключевыми в вашей истории. У кого уже появилась завязка? Запишите опорную схему в тетрадь. II способ.

Теперь подберем слова, которые начинаются с первого слога слова Камень: картошка, каша, карандаш, кадриль, камера. Эти слова тоже могут быть ключевыми.

Попробуйте придумать начало истории и запишите его в тетрадь. III способ. Найдем слова, которые рифмуются со словом Камень: дурень, осень, перстень, зелень И т. д. С помощью этих слов придумываем завязку.

Кто попробует? Запишите опорную схему в тетрадь. IV способ.

Подберем к слову Камень Слова одной тематической группы, то есть те, которые соседствуют с ним в лексической кладовой по значению: Мрамор, кирпич, скала, известняк. Эти слова заставляют наше воображение работать, появляются ассоциации. Кто уже придумал завязку?

Запишите опорную схему в тетрадь.

V способ. Подберем слова, которые начинаются с каждой буквы слова Камень И образуют предложение, например: Кот Артист мышей ел ночью. Вот и готово первое предложение истории.

А что было дальше?

Запишите опорную схему в тетрадь. Так Дж.

Родари показывает, как работает наше воображение: слова в нем сталкиваются, вступают в различные сочетания. У многих из вас могут возникнуть совершенно неожиданные ассоциации со словом Камень. Назовите их.

У Дж. Родари слово Камень Вступило в причудливое «переплетение» со словом Контрабас.

Так родилась «музыкальная» история. Послушайте ее начало. Вот музыкальный дом. Он построен из музыкальных кирпичей и из музыкальных камней.

Стены его, если ударять по ним молоточками, могут издавать любые звуки. Я знаю, что над диваном есть до-диез; самое высокое фа — под окном; весь пол настроен на си-бемоль мажор, очень волнующую тональность «…

» Но музыкальный дом — еще не все. Существует целый музыкальный городок, где есть дом-фортепьяно, дом-челеста, дом-фагот. Это городок-оркестр.

По вечерам, перед сном, его обитатели музицируют: играя на своих домах, устраивают настоящий концерт. VI способ. Выберем, например, два слова: Пес И Шкаф. Построим словосочетания: Пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафу. Каждое из этих словосочетаний может послужить основой для рассказа.

Вот, например, какие истории придумал Дж. Родари. 1.

По улице бежит Пес со шкафом На спине. Это его будка — значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину.

И так далее и тому подобное, по вашему разумению.

2. Шкаф пса: Подобная идея, скорее всего, способна вдохновить архитектора, дизайнера, специалиста по богатым интерьерам. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, теплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу.

Никакой сюжет на эту тему мне в голову не приходит. 3.Пес в шкафу: Вот это многообещающая тема. Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу — собака.

Нас сразу ставят перед необходимостью найти объяснение этому явлению. Но объяснение можно отложить и на потом.

В данный момент интереснее проанализировать создавшееся положение с близкого расстояния. Пес неопределенной породы… Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим. Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку.

Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая — в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, — в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка — в ящике письменного стола.

Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. VI. Домашнее задание.

1. Сочинить рассказ, используя один из способов Дж.

Родари. 2. Создать опорные схемы, аналогичные схемам Дж.

Родари.




«Грамматика фантазии» в 5 классе Урок 1. Как придумать рассказ?