«Грамматика фантазии» в 5 классе Урок 1. Как придумать рассказ?
Подготовка к уроку 1. Задание для класса. Повторить по учебнику понятия: речевая ситуация, стили речи, типы речи, композиция рассказа. Прочитать сказки Дж.
Родари. 2. Индивидуальные задания.
А) Пересказ сказок Дж. Родари. Б) Сообщение о художественном сти ле речи.
В) Сообщение о повествовании. Ключевые понятия темы. Речевая ситуация.
Текст. Тема. Основная мысль. Рассказ.
Стили речи.
Типы речи. Композиция. Ход урока I. Мотивация познавательной деятельности.
Индивидуальное задание: пересказ одной из сказок Дж. Родари.
Целеполагание. Понравилась ли вам история итальянского сказочника?
А вам хочется самим сочинять такие интересные рассказы, сказки? А умеете ли вы их придумывать?
Сегодня на уроке мы познакомимся с шестью способами придумывания историй. Нашим помощником будет книга Дж.
Родари «Грамматика фантазии». Эта книга написана для взрослых, но интересна будет и детям: в ней автор рассказывает о том, как научиться сочинять. III. Планирование деятельности.
Работать на уроке будем вместе. Вспомним все, что знаем о тексте, послушаем сказки Дж. Родари, узнаем способы сочинения историй.
IV. Актуализация
Что такое речевая ситуация? Что такое текст? Дайте определение темы текста. Дайте определение основной мысли. Назовите стили речи.
Назовите типы речи.
В какой речевой ситуации встречаются выдуманные истории? В каком стиле будет написан рассказ? Почему?
Какие типы речи возможно употребить в рассказе?
Почему? А что такое рассказ? Какова композиция рассказа? Дайте определение каждого элемента композиции.
Какие из них обязательные? 2. Индивидуальные сообщения. А) Художественный стиль речи.
Б) Повествование как тип речи. V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Беседа. В книге «Грамматика фантазий» Джанни Родари рассказывает о том, как любое случайно выбранное слово может «запустить» механизм придумывания историй.
Итальянский сказочник пишет о многих способах, на этом уроке вы узнаете лишь о некоторых. I способ. Возьмем любое слово. А теперь подберем слова, которые начинаются с первой буквы этого слова: Кошка, крепкий, кофе, корка И т.
Д. Используя эти слова, можно придумать рассказ. Они будут ключевыми в вашей истории. У кого уже появилась завязка? Запишите опорную схему в тетрадь. II способ.
Теперь подберем слова, которые начинаются с первого слога слова Камень: картошка, каша, карандаш, кадриль, камера. Эти слова тоже могут быть ключевыми.
Попробуйте придумать начало истории и запишите его в тетрадь. III способ. Найдем слова, которые рифмуются со словом Камень: дурень, осень, перстень, зелень И т. д. С помощью этих слов придумываем завязку.
Кто попробует? Запишите опорную схему в тетрадь. IV способ.
Подберем к слову Камень Слова одной тематической группы, то есть те, которые соседствуют с ним в лексической кладовой по значению: Мрамор, кирпич, скала, известняк. Эти слова заставляют наше воображение работать, появляются ассоциации. Кто уже придумал завязку?
Запишите опорную схему в тетрадь.
V способ. Подберем слова, которые начинаются с каждой буквы слова Камень И образуют предложение, например: Кот Артист мышей ел ночью. Вот и готово первое предложение истории.
А что было дальше?
Запишите опорную схему в тетрадь. Так Дж.
Родари показывает, как работает наше воображение: слова в нем сталкиваются, вступают в различные сочетания. У многих из вас могут возникнуть совершенно неожиданные ассоциации со словом Камень. Назовите их.
У Дж. Родари слово Камень Вступило в причудливое «переплетение» со словом Контрабас.
Так родилась «музыкальная» история. Послушайте ее начало. Вот музыкальный дом. Он построен из музыкальных кирпичей и из музыкальных камней.
Стены его, если ударять по ним молоточками, могут издавать любые звуки. Я знаю, что над диваном есть до-диез; самое высокое фа — под окном; весь пол настроен на си-бемоль мажор, очень волнующую тональность «…
» Но музыкальный дом — еще не все. Существует целый музыкальный городок, где есть дом-фортепьяно, дом-челеста, дом-фагот. Это городок-оркестр.
По вечерам, перед сном, его обитатели музицируют: играя на своих домах, устраивают настоящий концерт. VI способ. Выберем, например, два слова: Пес И Шкаф. Построим словосочетания: Пес со шкафом, шкаф пса, пес на шкафу, пес в шкафу. Каждое из этих словосочетаний может послужить основой для рассказа.
Вот, например, какие истории придумал Дж. Родари. 1.
По улице бежит Пес со шкафом На спине. Это его будка — значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину.
И так далее и тому подобное, по вашему разумению.
2. Шкаф пса: Подобная идея, скорее всего, способна вдохновить архитектора, дизайнера, специалиста по богатым интерьерам. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, теплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу.
Никакой сюжет на эту тему мне в голову не приходит. 3.Пес в шкафу: Вот это многообещающая тема. Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу — собака.
Нас сразу ставят перед необходимостью найти объяснение этому явлению. Но объяснение можно отложить и на потом.
В данный момент интереснее проанализировать создавшееся положение с близкого расстояния. Пес неопределенной породы… Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим. Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку.
Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая — в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, — в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка — в ящике письменного стола.
Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. VI. Домашнее задание.
1. Сочинить рассказ, используя один из способов Дж.
Родари. 2. Создать опорные схемы, аналогичные схемам Дж.
Родари.
«Грамматика фантазии» в 5 классе Урок 1. Как придумать рассказ?