Грамота как деловой, канцелярский жанр в древнерусской литературе
Обострение социальных противоречий вызвало многочисленные восстания крестьян, холопов, посадских людей. Крупнейшим из таких восстаний стала крестьянская война, которую возглавил Иван Болотников, — первая, крестьянская война в русской истории. Польская интервенция привела к потере Смоленска и других юго-западных территорий. Шведы закрыли России выход к Балтийскому морю. Кризис социальной и государственной структуры сопровождался кризисом царской власти.
Потомки назвали эти тяжелые годы Смутным временем, Смутой.
Федор Иванович,
Сын Бориса Годунова — Федор носил титул государя всея Руси лишь шесть недель;
Но Россия не хотела признавать этого «боярского царя». Разнесся слух, что «Дмитрий Иванович» спасся, что в Кремле убили кого-то другого. Новый самозванец еще не появился, как во имя этого призрака взбунтовались северские города — Путивль, Чернигов, Рязань, Тула. Василий Шуйский спешно отрядил войско на усмирение бунта, но под Кромами оно потерпело сокрушительное поражение.
Во главе восставших стоял боярский холоп Болотников, отважный и искусный воин, который побывал и в татарском плену, и на турецких галерах, а затем, получив свободу, набрался ратного опыта в Европе.
Хотя Болотников действовал за «природного царя Димитрия», ни выражал он интересы социальных низов и призывал к расправе с «верхними» сословиями. Под знамена Болотникова стекались посадская беднота, крестьяне, беглые холопы, «гулящие люди». Болотников не раз бивал царские войска, подходил к самой Москве. Только измена дворянских дружин из южнорусских уездов заставила его отступить — сначала к Калуге, а потом к Туле.
Лишь после долгой осады Тулы Василию, Шуйскому удалось одолеть крестьянское войско. Однако передышка, полученная правительством, была недолгой. Новый враг угрожал ему — новый самозванец — Лжедмитрий II. Поддержанный отрядами польских авантюристов и казаков, он приступил к Москве летом 1607 г. Подмосковное село Тушино Лжедмитрий II сделал своей столицей, отчего и был прозван Тушинским вором или Тушинским царицам. Отсюда он рассылал своих агентов и свои отряды по русским городам.
Его власть признали Псков, Суздаль, Владимир, Ростов, Ярославль, Вологда. Почти три года Москва и Тушино грозили друг другу, и ни одна сторона не могла добиться решительного перевеса.
Василий, Шуйский рискнул обратиться за помощью к шведам, и эта, акция в конечном счете очень дорого обошлась России. Польский король Сигизмунд III вторгся в русские пределы и осадил Смоленск, а потом и шведская помощь обернулась шведской интервенцией. Когда в 1613 г. на престоле оказался Михаил Романов, то первому царю новой династии пришлось уступить Речи Посполитой земли Смоленскую и Северскую, а Швеции — побережье.
Финского залива, которое искони входило в Вотскую пятину Новгорода Великого и которое сто лет спустя отвоевал основатель Петербурга.
Своеобразным фоном калейдоскопической смены царей было самозванство, «расцаревщина», как выражались в те времена. Значит, низы пришли к революционной мысли о соперничестве с властью, хотя в той же монархической оболочке, надеялись посадить на трон справедливого царя из своего сословия. Самозванство — это народная оболочка бунта.
Почти всякий бунт XVII в., включая разинское движение, имел своего самозванца.
Всесословная активность характерна не только для политической и социальной борьбы. Активность — общая черта Смутного времени, ярко проявившаяся и в сфере литературы. Роль устного и писаного слова возросла в громадной степени.
Победу Лжедмитрия I обеспечило не столько оружие, сколько «подметные письма», умелая агитация, склонившая на его сторону общественное мнение. Воззвания распространяли все правители и претенденты на престол — Василий, Шуйский, Тушинский вор, Боярская дума. «Прелестными листами» наводнил Россию польский король Сигизмунд III, рассылавший их от собственного имени и от имени своего сына Владислава, также пытавшегося укрепиться на московском троне. Множество агитационных «грамоток» вышло из лагеря Болотникова.
Грамота — это деловой, канцелярский жанр, смысл которого — в информации о каких-то событиях, в передаче фактов, в запрещении или приказании что-либо сделать. Но грамоты Смутного времени не только информировали, они стремились убеждать, воздействовать не только на разум, но и на душу читателя. Для них характерна повышенная эмоциональность, в принципе чуждая делопроизводству и всегда присущая художественным текстам.
Авторы грамот писали ритмической и рифмованной прозой, широко использовали риторические приемы, рисовали картины народных бедствий, включали в тексты «плачи». В итоге информация отодвигалась на задний план, и грамота становилась произведением красноречия, ораторского искусства. Так агитационная письменность Смутного времени подготовила художественное переосмысление деловых жанров — одно из литературных открытий первой половины XVII в.
Всесословная активность проявилась и в расширении круга писателей. Если раньше литературным творчеством занимались главным образом ученые монахи, то теперь за перо берутся миряне разных чинов и состояний — князья, столичные и провинциальные дворяне, администраторы — дьяки и подьячие. Если; раньше существовал разрыв между устной словесностью и письменностью, то теперь фольклорные тексты проникают в рукописную книгу.
От первой половины XVII в. до нас дошли старейшие образцы раешного стиха, древнейший сборник заговоров, первые списки устно-поэтического «Сказания о киевских богатырях» и песни о Гришке Отрепьеве.
В условиях, когда русское общество распалось на множество партий и лагерей, правительственный и церковный контроль за литературной продукцией стал невозможным. Смутное время — это «бесцензурное» время. «Авторская воля» не зависела от литературных факторов. Писатель начинает свободно размышлять о поступках людей, которых он изображает, отказывается от традиционной средневековой схемы «праведник либо грешник», открывает для себя многообразие, сложность, противоречивость человеческих характеров.
Прежде русская культура ориентировалась преимущественно, на культуру Юго-Восточной Европы, теперь главными становятся контакты с Западом и Юго-Западом — с Украиной, Белоруссией, Польшей. В репертуаре переводной письменности польские памятники очень скоро начинают безраздельно преобладать. Польская литература играет роль литературы-посредницы: именно через нее входят в русский обиход темы и персонажи европейской культуры.
Грамота как деловой, канцелярский жанр в древнерусской литературе