Гражданская лирика А. С. Пушкина
Нет ни одного человека в России, кто бы не знал и не любил творчество А. С. Пушкина. Как правило, человек, решивший посвятить себя литературе, делает упор либо на прозу, либо на стихи. У Александра Сергеевича одинаково замечательно получалось писать и то и другое.
Пушкин навсегда останется в сердцах у миллионов людей по всему миру.
Первые стихи поэта относятся ко времени начала его обучения в Царскосельском Лицее, а точнее, к 1811 году. Лицей очень сильно повлиял на формирование политических взглядов будущего литературного гения. Пушкина
Через три года после поступления молодого поэта в Лицей в «Вестнике Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр этого произведения — сатирическое послание. Что касается содержания произведения и его фразеологии, то за образец Пушкин брал сатиры Буало и других замечательных классицистов.
Но даже такое стихотворение пронизано собственными переживаниями поэта. Автор утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу:
Не тот поэт, кто рифмы плееть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас…
В 1815 году было написано послание «К Лицинию». Пушкин в нем впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:
О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились.
Кому ж, о небеса, кому поработились?
Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина — тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.
Лирический герой убежден, что царь, как и обычный человек, должен жить по принятым законам. Как и многие последующие произведения Пушкина, ода «Вольность» не лишена исторической темы. Поэт говорит о ненавистных им самодержцах: Наполеоне, «мученике ошибок славных», Людовике XVI, «увенчанном злодее», и Павле I. Все стихотворение пропитано призывами и угрозами:
Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Такие обращения к «тиранам» и «рабам» усиливают накал страстей в стихотворении.
Ода «Вольность» написана в основном по классицистическим законам. Это видно и в художественной форме, и в тематике произведения.
Лирический герой искренне верит в то, что мир изменится к лучшему и самодержцы последующих времен будут умнее, чем правители XIX века. Люди, по его мнению, должны жить по законам просвещенного разума:
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.
Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня», написанное в 1819 году, так же как и ода «Вольность», направлено на восхваление идей Просвещения. Композиция основана на приеме антитезы. Первую часть можно назвать идиллией, а вторую — обличением.
В стихотворении противопоставляются два разных образа: с одной стороны, красота природы, с другой — греховность человеческой души.
Пушкин свято верит, что социальное зло можно устранить. Теперь автор выступает не за отмену самодержавия, а за его ограниченность. Любой человек, в том числе и царь, должен подчиняться общим законам. По мнению Пушкина, если ситуация не изменится, то ничто не сможет спасти народ:
Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари…
Конец произведения несколько противоречив. Лирический герой продолжает надеяться на перемены в поведении правителя-самодержца, но одновременно сомневается в этом:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Стихотворение «Стансы» относится к ряду произведений, посвященных прославлению идей Просвещения. Пушкин по-прежнему пишет о своих надеждах на изменение положения монарха.
Произведение посвящено приходу к власти Николая I. Здесь Пушкин следует традициям своего предшественника Ломоносова, который в свое время занимался «поучением» императрицы Елизаветы. В своем стихотворении поэт советует молодому императору брать пример с другого монарха — Петра I. Последние строки посвящены просьбе о помиловании декабристов:
Во всем будь пращуру подобен:Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
Еще одно произведение, посвященное теме самодержавия, — «К Чаадаеву» — написано через год после оды:
Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стихотворение имеет необычную форму построения: одна большая строфа с неодинаковой рифмовкой. Идейное новаторство Пушкина в том, что послание говорит о различении понятий «власть» и «Родина»:
Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
При первом прочтении послания создается впечатление, что Пушкин обращается с призывом к одному человеку — Чаадаеву, но на самом деле оно адресовано целому кругу единомышленников. Если внимательно посмотреть, Пушкин использует местоимения во множественном числе — «нас», «мы», «наши».
В послании «К Чаадаеву» автор использует большое количество ярких эпитетов: «роковая власть», «святая вольность», «прекрасные порывы»; метафор: «но в нас горит еще желанье», «на обломках самовластья»; а также сравнений:
Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Для Пушкина очень важно соединение личной и общественной свободы. Как видно из приведенного отрывка, для поэта любовь к женщине заменена любовью к Родине.
У А. С. Пушкина множество произведений, посвященных гражданской тематике. Он творил в этом ключе до конца жизни. В его лирике отражены не только личные мысли и переживания, но и мнение всего русского общества.
Гражданская лирика А. С. Пушкина