И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?

1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились.

Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон, и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у других авторов — Ворона, не меняет дела.

Чаще всего сравнивают басни Эзопа и Крылова или Сумарокова и Крылова. Когда Эзопа сравнивают с другими ав­торами, то первое различие очевидно: Эзоп создавал свои басни прозой. Но, вы­брав сравнение Эзопа с Крыловым,

мы мо­жем также отметить, что у Эзопа отчетли­во воспроизведена лишь речь Лисицы, которая укоряет Ворона после того, как ей удалось овладеть сыром, а у Крылова дан развернутый и очень выразительный монолог льстеца.

Никакого нравоучения после своей удачи Лисица не произносит: ее цель достигнута.

Если мы сравним Сумарокова и Кры­лова, то убедимся в том, что у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. У Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог.

2. В какой из басен, как вам кажется, более ярко

создан образ льстеца — Лиса или Лисицы?

Образ льстеца создан очень выразитель­но во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.

3. В какой из басен Ворона кажется вам особенно глупой и тщеславной?

Наиболее сообразительным и спо­собным осознать свою ошибку оказался Ворон у Лафонтена: он даже поклялся, «что другого урока ему не понадобится».

Особенно тщательно описал восторг Вороны, которой льстит Лисица, Крылов. Он не только убеждает нас в глупости пти­цы, но и объясняет, как такое могло полу­читься, чем вызван ее поступок.

4. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?

Внимательно перечитывая басни, ви­дим, что басня Эзопа «уместна против человека неразумного». Так мораль по­казывает читателю неразумный поступок. У Лафонтена Ворон поклялся, «что друго­го урока ему не понадобится», т. е. урок принес пользу. В басне Тредиаковского говорится о торжестве льстеца.

Су­мароков высмеивает глупость Вороны, поверившей лести. В басне Крылова ска­зано, что «Вещуньина с похвал вскружи­лась голова», так что виновата не глу­пость Вороны, а опасность самой лести.

Так все басни высмеивают лесть и льсте­цов и учат не попадаться на их удочку. Но каждый автор по-своему рассматривает от­ношения льстеца и его жертвы. Для Эзопа вера льстецу — проявление глупости.

Для Лафонтена — урок, который спасет от по­вторения ошибки. Для Тредиаковского — утверждение силы лести. Для Сумарокова и Крылова — обличение льстецов и лести как опасности.

Так, поучая, все баснопис­цы обличают лесть и высмеивают тех, кто ей поддается.




И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?