Идейно-тематическое содержание Гроза Островский

Идейно-тематическое содержание. «Гроза»; была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы. Если в первый период Ост­ровский занимает критические позиции по отношению к показан­ному в его ранних пьесах «темному царству»;, а в пору близости к славянофилам в москвитянский период, наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Совре­менником»; Некрасова, он примыкает к «обличительному»; направле­нию в литературе.

Он уже не идеализирует купечество, но именно в этой среде ищет героя, воплощающего национальный характер. Та­ким образом, Островский выступил со своей очень своеобразной по­зицией в решении проблемы положительного героя, которая стала ведущей для литературы данного периода.

Действие «Грозы»; происходит в городе Калинове на Волге, ставшем собирательным образом волжских городов как средоточия русского уклада жизни. В центре пьесы лежит семейный конфликт — столкно­вение молодой Катерины Кабановой со свекровью, уважаемой в горо­де купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Но эта семейная драма, закончившаяся

самоубийством Катерины, отразила состояние общест­ва в предреформенную эпоху. Марфа Игнатьевна и купец Савел Про­кофьевич Дикой олицетворяют патриархальный уклад.

Они высту­пают его апологетами и бескомпромиссными защитниками. Им противостоят те, кто хочет перемен, кто недоволен старыми устоями жизни. Но только Катерина идет до конца в своем протесте, не желая мириться с навязываемым ей образом жизни. При этом происходит борьба героини не с конкретным лицом, а со всем строем жизни, под­держивающим старый уклад, с «темным царством»;. Новаторство Ост­ровского состоит и в том, что пьесу, написанную на социально-бытовом материале, пронизывает глубоко философская идея, углубляющая и уточняющая авторскую мысль.

Он отнюдь не хочет представлять Ка­терину как идейного борца с «темным царством»;.

Такой ее пытались обрисовать некоторые критики. Н. А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве»; дает оценку пьесе как «самого решительного»; произведения Островского, пока­завшего «близкий конец самодурства»;, а ее главную героиню назы­вает «лучом света»;, натурой искренней, стремящейся к добру, кра­соте, справедливости, к свободе чувств, которая вступает в борьбу с «темным царством»; и с собой.

Несколько позже появляется статья Д. И. Писарева «Мотивы рус­ской драмы»; , во многом переосмысливающая оценку Добролю­бовым пьесы «Гроза»;, особенно ее главной героини. Писарев считает ее натурой, не имеющей твердого характера, развитого ума, не содейст­вующей прекращению или облегчению страданий, а значит — не дос­тойную считаться явлением «светлым»;, героической личностью.

При всей полярности оценок критиков их объединяет то, что они упускают из внимания нравственно-философский аспект пьесы, имеющий для ее автора решающее значение. С ним связана целая группа образов-символов, придающих «Грозе»; обобщенно­философский смысл. Они окружают образ Катерины и представляют собой образы полета, сказочного сада, смерти, причем смерти не просто отдельной личности, но и всего прежнего устоя — «темно­го царства»;, на смену которому должно прийти нечто новое.

Именно в этот кризисный момент, когда Россия действительно стояла на пороге кардинальных перемен, связанных с отменой крепостного права, Островский Пишет пьесу о пробуждении лично­сти, причем через сугубо личное чувство — любовь, а такой процесс всегда сложен и трагичен. Личность, отпадая от коллектива, ока­зывается один на один с миром. Островский тонко уловил, что в России этот момент совпал с процессом становления русского на­ционального самосознания, когда человек, часть общенародного «мира»;, крестьянской общины, начинает осознавать себя лично­стью, самостоятельной в своих взглядах и поступках, но и несущей всю полноту ответственности за них. В этом и было главное значе­ние «Грозы»; Островского для русского общества.

С этих позиций и необходимо рассматривать систему образов пьесы.




Идейно-тематическое содержание Гроза Островский