Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества
1. Образы героя и врага. 2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси. 3. Мотивы борьбы с врагами. Ай он вез-то Соловья да во чисто поле, Ай он срубил ему да буй ну голову.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые в этих произведениях. Ведь человеку во все времена свойственно стремление к счастью,
Тема защиты родной страны всегда была одной из самых актуальных для народного творчества, особенно на Руси, подвергавшейся жестоким нашествиям гораздо чаще, чем другие страны Европы. Неудивительно, что исторический опыт борьбы с вражескими полчищами нашел отражение в устном народном творчестве. Однако реальность легенды, сказания, мифа всегда несколько иная, чем реальность событий, легших в их основу.
Герой всегда наделяется чертами сверхличности, будь то полубожественные герои древнегреческого эпоса или богатыри древнерусских былин. Герой, функцией которого является защита более слабых членов общества, одарен огромной силой. Например, Святогора и земля еле выдерживает, а Илья Муромец обрел силу благодаря чудесной помощи странников. Кроме того, силы Ильи Муромца восстанавливаются от соприкосновения с родной землей. Тесно связана с родной землей и мощь богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича.
Однако не только нечеловеческой силой, но и другими сверхъестественными способностями могут обладать великие герои, такие как богатырь Воль-га Святославич. Он был не только князем, воином, но и волшебником, умеющим принимать облик различных животных. Еще одна важная черта героев-богатырей заключается в их независимости, чувстве собственного достоинства. Бог — единственный господин героя, а его главная забота — это защита родной земли и народа. Народу, а не князю Владимиру, служит Илья Муромец.
Но с кем же сражаются славные богатыри? Образы чудовищ, противников героя, мы отыщем в былинах практически любого народа. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое — это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов.
Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища — вот огненное дыхание Змея. Множество голов — многочисленность вражеских орд.
Тема защиты Руси ярко и образно отражена в былинах — произведениях устного народного творчества, которые исполнялись особым образом: произносились нараспев под аккомпанемент гуслей. Наиболее известными, пожалуй, являются былины об Илье Муромце, признанном православной церковью святым. Интересно, что сам герой вовсе не рвался к славе и почестям. Его призвание — защищать народ от врагов — находит его внезапно, как Божье озарение. Некоторые из своих подвигов Илья вообще совершает мимоходом.
Это, например, победа над вражеским войском у стен Чернигова и пленение Соловья-разбойника. Илья Муромец не ищет «рыцарских приключений», как герои Круглого Стола, потому что его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадивших его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского. Фантастическое преломление темы борьбы с врагами Руси можно найти в русских народных сказках.
В былинах и сказках в финале добро, как правило, одерживает верх над злом. Эта победа может быть одержана как благодаря силе и отваге героя, так и благодаря его уму и находчивости. В ряде сказок повторяется мотив путешествия трех братьев, которым необходимо преградить путь врагам, трем многоголовым Змеям, переправляющимся ночью по Калинову мосту через речку Смородину.
У каждого следующего Змея голов больше, чем у его предшественника. Герой, в одиночку ) побеждающий этих чудовищ, во многом похож на былинных богатырей. Мотивы подобных сказок и героических былин нередко перекликаются: семьи погибших Змеев пытаются отомстить герою. Семья Соловья-разбойника пытается избавить своего главу от расправы Ильи Муромца. Однако не только традиционный эпический герой противостоит злу в произведениях устного народного творчества.
Это может быть и ловкач, хитрец, побеждающий благодаря сообразительности и предприимчивости. Примером подобного героя может служить солдат из русской народной сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В отличие от былинных героев солдат не кинулся с мечом на Змея, прилетевшего в опустевшую деревню, чтобы съесть последнего ее жителя. Хитрый герой, правда, предлагает Змею помериться силами, заранее предупредив его, что «солдатская сила куда больше», чем у Змея.
Однако единоборство солдата и Змея — это лишь демонстрация силы, а не традиционный поединок не на жизнь, а на смерть. Солдат ловко обманывает Змея, сжав в руке вместо камня творог. Согласно условию, сильнее тот, кто сможет выдавить воду из камня. Требуемый эффект налицо: подобным же образом солдат побеждает Змея и в следующем состязании — кто громче свистнет. В конце концов хитрый солдат заставил Змея отвести его домой, да еще так напугал, что Змей убежал без оглядки и «перестал по деревням летать да людей пожирать».
Таким образом, солдат в этой сказке тоже выступает как защитник родины, хотя и побеждает Змея иначе, чем это делают богатыри.
Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества