Импрессионистическая основа новеллы «Интермеццо» Михаила Коцюбинского

Павел Тычина называл имя Михаила Коцюбинского наряду с именами Ивана Франко, Леси Украинки, Василия Стефаника, так как, по его словам, «относительно красоты и глубины произведений другого писателя такого мы не найдем». Особой привлекательностью и свежестью отличаются те произведения Коцюбинского, которые написаны в импрессионистической манере. В связи с этим ученый-литературовед Сергей Ефремов писал:

«О зрелости его в полном творческом понимании этого слова можно говорить тогда, когда он начал писать в импрессионистическом стиле».

Импрессионизм

— направление в искусстве и литературе последней трети девятнадцатого — начала двадцатого столетий. Возник импрессионизм в французской живописи. Название получил после выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне «Импрессия. Восход солнца».

Французские художники-импрессионисты брали для изображения какой-то миг времени, миг жизни и отображали его в самом существенном проявлении. Главным для них была не сама действительность, а ее влияние на эмоциональное состояние человека, то впечатление, которое она вызвала в его душе. Поэтому импрессионисты не детализировали

действительность, а отображали ее в общих чертах и контурах.

Под влиянием живописи импрессионизм распространился и на другие виды искусства: скульптуру, музыку, литературу. В украинской литературе импрессионизм заявил о себе в творчестве М. Коцюбинского, О. Кобылянской, Г. Косынки, частично М. Волнового, В. Винниченко, А. Головко. Взяв впечатление за основной объект изображения, импрессионисты обогатили литературу углубленным психологизмом в изображении образов, воспроизведением тончайших изменений в настроениях человека и природы, лирическим психологическим пейзажем, разнообразием и новизной художественных средств и приемов.

Коцюбинский Начал писать в импрессионистическом стиле не сразу, а в девяностых годах прошлого столетия, пройдя сложный путь стилевых поисков. Овладев основами импрессионистического письма, художник выработал свой неповторимый стиль. Детальные реалистические описания уступают у него лаконичным штрихам, отдельным деталям, неконкретизированным намекам или вообще размытым в контурах пятнам. Внешняя жизнь, т. е. события, уступают внутреннему — жизни души и сердца героя. То есть внешнего действующего сюжета в новеллах Коцюбинского, как правило, нет.

Предметом изображения становится то, что творится в душе героя, в его голове и сердце. Впечатления от окружающего мира, материализованные в чувстве, настроении, переживании — вот что представляет организующий центр новеллистики Коцюбинского импрессиониста. Для отображения психологических состояний лирического героя, его ощущений и настроений, автор пользуется разнообразнейшими изобразительными средствами и приемами.

Особенно большое функциональное значение имеет внутренний монолог героя, который часто напоминает поток сознания — аморфный, хаотичный, переданный натуралистически. Этой же цели служит лиризация рассказа. Наиболее заметна она в описаниях природы.

Пейзажи отображают не только красоту окружающего мира, но и сложную внутреннюю жизнь героев, их настроения и чувства. Все эти черты наиболее полно воплотились в новелле «Интермеццо», созданной в 1908 году. Сюжет новеллы можно пересказать одним предложением. Лирический герой, художник, уставший от жизни и человеческого горя, хочет убежать от всего, отдохнуть, встретиться и побыть наедине с природой, забыть обо всем, насладиться окружающей красотой, но не может жить без людей, так как он небезразличен к чужому горю, которое входит в его душу и не дает ей охладеть, очерстветь, окаменеть. Желание войти, полететь в безлюдные зеленые пространства завладело персонажем, но тянулась за ним из города невидимая железная рука.

Наконец — свобода.

А так ли это на самом деле? А все окружающее: комнаты большого дома, мебель, люстра — не человеческое творчество, не долька души человека? А можно ли вообще убежать от людей? Семь частей произведения целиком посвящены проблеме художника и природы, человек и природы.

Волшебными словесными пейзажами, которые созданы импрессионистическими зрительными и звуковыми образами, автор хотел доказать, что человек среди природы становится чистым, открывает свое сердце для красоты, правды и добра. Поэтому на первом плане не сама природа, которую наблюдает лирический герой, а его душа, которая воспринимает окружающую среду.

Поэтому среди «действующих лиц» новеллы не только солнце, кукушка, жаворонки, а и такие, как усталость, человеческое горе. И все они символизируют настроение, переживания героя. Наслаждение волшебной природой было недолгим, так как именно среди этого зеленого безграничного моря степной красоты лирический герой все-таки встретился с человеком — с обычным мужиком. «Он говорил о вещах, полных ужаса для меня, так просто и спокойно, как жаворонок бросал на поле песню».

Рассказ был впечатляющий, преисполненный жестокой правды. Люди стали жестокими. А самое страшное то, что этот обычный мужик понимает причину человеческой низости: «Людей едят нужда, водка, а они в темноте жрут друг друга. Как нам светит еще солнце и не потухнет?

Как можем жить?». Рассказ крестьянина вызывает гнев и негодование лирического героя. Он больше не может и не хочет оставаться в одиночестве.

Гармония природы, которая пробудила в нем потребность в общении с людьми, оказывает содействие еще большей чувствительности к чужому горю, рождает желание быть в первых рядах борцов против насилия и зла. Поэтому рефреном звучат в новелле слова «Говори, говори…».

Это не столько обращение к крестьянину, сколько приказ себе слушать и прониматься болями народа. Интермеццо лирического героя длилось недолго, оно было временным периодом в его жизни. Но этот отдых наедине с природой дал возможность ему убедиться, что человек, а тем более художник, не может отделять себя от проблем мира.

Только в жизни среди людей и для людей существует смысл. В этом идея произведения.




Импрессионистическая основа новеллы «Интермеццо» Михаила Коцюбинского