Индивидуалистический бунт главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений. С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников прельстился на какое-то дело. У него родилась мечта, к осуществлению которой он очень близок. А месяц назад, почти умирая с голода, он вынужден был заложить у старой бабы, ростовщицы, кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу ощущает он к капризной и никчемной старухе, которая наживается на чужом горе, бедности.

Позднее,

в трактире, Раскольников случайно услышал разговор студента с офицером о «глупой, бессодержательной, никчемной, злой, больной старухе, никому не нужной и, напротив, всем наносящей вред».

Полгода тому назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние больше похоже на болезнь — помрачение ума, разлад воли, случайность и нелогичность поступков. Мы почти ничего не знаем о той большой работе мысли, в результате которой в сознании Раскольникова развилась его идея.

Она

раскрывается лишь после убийства.

В ужасном грязном трактире слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, жертве, спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов. «Еще один удар, степень к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая «сходит на Голгофу». Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт ради собственной выгоды. Встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девочкой тоже оказалась судьбоносной.

Где же выход? Разве можно обойтись без жертв? Надо что-то сделать. «Или отказаться от жизни совсем! — крикнул он вдруг, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и удушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».

Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи. Логических возражений своей идеи Раскольников так и не увидел. Он был уверен в невозможности что-то изменить: человеческое страдание бесконечное, а мир разделен на придавленных и на тех, кто удручает, властителей и подчиненных.

Или, по Раскольникову, на «пророков» и «тварей дрожащих».

Сознание своей вины — это для Раскольникова признание собственной несостоятельности и мизерности. Но идея незыблемая. Тем не менее, Достоевский считает, что побеждает человечный Раскольников, а идея жестокости терпит поражение.

Несмотря на страшную тьму, изображенную Достоевским в романе «Преступление и наказание», картину человеческого бытия, мы видим просвет во тьме, мы верим в моральную силу, мужество и решительность героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям. Ведь он остался человеком и гражданином.




Индивидуалистический бунт главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»