Информатизация образования — широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы
Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к продуктивной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях, детали которой подчас трудно вообразить. Информатизация школы — сложный, многоэтапный процесс решения этой задачи. Движущие силы этого процесса определяются двумя группами объективно действующих факторов: — внешних по отношению к образовательной системе, которые задают условия функционирования
От них зависит: — изменение общественных ожиданий, претензии к результативности работы школы, — требуемая общеобразовательная подготовка и уровень информационной
Внутренние факторы связаны с текущим уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, способностью общеобразовательной системы откликаться на изменяющиеся ожидания и запросы общества, воспринимать и осваивать новые инструменты работы с информацией для решения новых и старых образовательных задач. Эти факторы характеризуются: — разработанностью вопросов изменения содержания образования, методов и форм учебной работы, требующих включения ИКТ в учебный процесс; — имеющимся научно-методическим заделом в области цифровых образовательных ресурсов в комплекте с необходимыми учебными и методическими материалами, — достигнутым уровнем профессиональной подготовки специалистов образования, их знакомством с педагогическим потенциалом ИКТ и способностью использовать этот потенциал в своей профессиональной работе ; — гибкостью системы управления образовательными учреждениями, ее готовностью и способностью к изменению содержания образования и сложившихся форм работы педагогов, способностью распознавать и осваивать новое, выявлять и распространять прогрессивные организационные формы и методы учебной работы. Сегодня школа без компьютеров выглядит так же странно, как без крыши или злектричества.
Доступность и качество используемых средств ИКТ и цифровых информационных ресурсов быстро повышаются.
Требования к уровню информационной культуры выпускников постоянно растут, умений читать, писать и считать уже недостаточно для современных работников. От них требуется уметь организовать доступные ресурсы для обеспечения эффективности производственного процесса, плодотворно взаимодействовать с коллегами, понимать и уметь использовать взаимосвязи между компонентами сложных производственных систем, уметь осваивать новое и т. п. Таким образом, информатизация школы — длительный процесс изменений, в ходе которого отдельные образовательные учреждения и образовательная система в целом последовательно выдвигают и решают очередные задачи своего развития, используя для этого средства обновляющихся информационных и коммуникационных технологий.
Образование, по своей сути, — это работа с информацией. Важно, чтобы освоение новых информационных технологий координировалось с развитием и освоением новых педагогических технологий. Информатизация образования не ограничивается заменой существующих в школе практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ. Ее главная отличительная черта — создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.
Необходимость разработки Программы обусловлена принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, возросшими потребностями граждан в получении качественного образования, усилением информатизации важнейших сфер общества в целом и образования в частности.
Цель программы: — подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, — подготовить их к продуктивной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива. Задачи программы: 1. Создание единого информационного пространства школы.
2. Оптимизировать взаимодействие школы с информационным пространством района, страны, школы.
3. Обеспечение деятельности всех участников образовательного процесса на единой информационной основе, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива. 4. Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс: — создать оптимальные условия для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий; — организовать деятельность по теоретической и практической подготовке учителей с целью повышения информационной культуры; — оптимизировать условия для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий; — обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся; — реализовать проблемное обучение через метод проектов с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне. 5. Повышение доступности качественного образования за счет индивидуализации процесса обучения, использования информационных ресурсов сети Интернет: — организационное, нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды; — создание компьютерных мест для свободного доступа к сети Интернет; — внедрение Интернет-технологий в работу школьной библиотеки; — внедрение системы автоматизации управления образованием, — оснащение школы программным обеспечением, доступом в Интернет.
Информатизация образования — широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы