Интерпретация Андрея Немзера

К статьям из «Пушкинского дома» как к специальному предмету исследования обратился Андрей Немзер. В «Пушкинском доме» предпринята попытка создания свободного романа по типу » Евгения Онегина » Пушкина. Параллель с пушкинским произведением можно обнаружить уже в потребности продлить книгу после слова «конец», оставив ее финал открытым. Аура «Пушкинского дома» окутывает и критические статьи Битова.

Горьковато начинается «Предположение жить» — битовское «воспоминание» о Пушкине. Горечь сохранится до

конца. Горечь оставленности. Горечь от недосягаемости идеала.

Горечь оттого, что, пытаясь «вспомнить» Пушкина, мы все чаще вспоминаем себя.

Литературно-критические работы Битова — не научные исследования, а форма художественного творчества. Все это пусть и высокая, но игра. Более того, думается, что и ведет ее Битов для того, чтобы опровергнуть возможность существования самой литературоведческой науки. Возможно, по этой причине героем романа стал филолог, научными штудиями маскирующий «полого» человека в себе.

Напрашивается параллель между Левой Одоевцевым Битова и Алексеем Семеновым, героем

поэмы «Однофамилец» Чухонцева.

При всей любви Битова к Пушкину, его праве писать так, как считает нужным, существует искушение, которое несет в себе представление о жизни как романе и романе как жизни. И все-таки следует принять предложенные автором «Пушкинского дома» правила игры. Пишешь-пишешь рецензию да вдруг и ловишь себя на мысли: а если все твои соображения уже предусмотрены Битовым, если все это лишь «версия и вариант» к его сюжету…




Интерпретация Андрея Немзера