Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, теоретик классической литературы

Начало творческого пути. Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в швабском городке Марбах-на-Некаре в семье военного фельдшера. В 1772 г. он окончил латинскую школу в Люд вигсбурге.

К этому времени относятся его первые литературные опыты. С 1773 по 1780 г.

Шиллер учился в Военном Питомнике сначала на юриста, потом на врача. По окончании, представив диссертацию «Опыт исследования вопроса о связи между духовной и животной природой человека», он был назначен полковым лекарем в штутгартский гарнизон. От учебного заведения у Шиллера остались самые мрачные

воспоминания: «Через печальную, мрачную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкое, прекрасное движение первых зарождавшихся чувств». Но именно здесь он увлекся Плутархом, Шекспиром, Руссо, Лес-сингом, Гете (под влиянием «Страданий юного Вертера» в 1776 г.

Написал драму «Нассауский студент», драма не сохранилась), осуществил свои первые публикации. Здесь в 1778 г. Шиллер начал писать драму в пяти действиях «Разбойники», которая принесла ему славу. «Разбойники». Эту драму Шиллера, оконченную и напечатанную в 1781 г. и с триумфом представленную сначала

в Мангеймском театре, а затем по всей Германии, следует считать итогом развития «Бури и натиска».

Судя по письмам Шиллера конца 1770-х — начала 1780-х годов, его эстетические наклонности формировались в ходе усвоения литературы предромантической ориентации. В гениальной юношеской драме «Разбойники» все эти влияния синтезированы, «шекспировская» и «руссоистская» ветви «Бури и натиска» объединены, причем шиллеровский синтез предполагает критический подход к обоим течениям в штюрмерстве. Мир «Разбойников» нельзя понять, не раскрыв связи между этими двумя тенденциями. В драме Ш иллера возникает своеобразное двоемирие. «Малый мир» воссоздается в духе сентиментализма Руссо: это мир гармонии, семейных радостей, красоты естественного чувства простых, обычных людей, мир добра и разума, мир, живущий по закону любви — главному закону Природы.

Черты этого мира, вполне соответствующего идеалам просветителей, раскрываются в образах благородного, любящего, доверчивого старика Моора, Амалии, которая любит Карла, верного графского слуги Даниэля.

Шекспир дал Шиллеру знание иного, «большого мира», где добро сталкивается со злом, разум — с безумием, естественные чувства — с болезненными страстями, где царят хаос и дисгармония. Это мир гигантов и злодеев, мятежа и преступлений. Так вырисовывается основа трагического у Шиллера: невозможно человеку больших страстей заключить себя в идеальном «малом мире», как бы он к этому ни стремился. «Большой мир» расширяет просветительское представление о Природе.

В мрачной фигуре Франца Моора воплощено абсолютное Зло. Основная черта шиллеровского героя в «Разбойниках» — его» неистовость, которая резко отличает его от героя классицистов и героя просветителей — последователей Лессинга. С предромантической неистовостью связан и специфический предромантический конфликт: на смену классицистическому столкновению долга и чувства, спорам просветителей о разуме и чувстве, их роли в жизни человека приходит конфликт разумного и неразумного.

Шиллер остается просветителем в своих идеалах, но, признавая конечное всесилие разума, он раскрывает новую оппозицию, новый, во многом уже романтический конфликт. «Коварство и любовь». Шиллер в письме к В. Ф.

Г. Рейнвальду раскрыл одну из важных черт новой драматургии: «Мы, поэты, трогаем, потрясаем, воспламеняем тогда, когда сами почувствовали страх за наших героев и сострадание к ним. Участливость любящего подмечает в сто крат больше нюансов, нежели самый зоркий взгляд наблюдателя». Это своего рода программа «мещанской трагедии» Шиллера «Коварство и любовь» , считающейся последним выдающимся произведением «Бури и натиска».

Любовь знатного юноши Фердинанда, пламенного и неистового, и простой девушки Луизы Миллер наталкивается на общественное неприятие, основанное на сословных предрассудках.

Став жертвой организованной травли, интриги, во главе которой оказался злодей — премьер-министр безымянного немецкого герцогства, герои гибнут. Произведение Шиллера выходит за рамки семейных отношений, перерастает из «мещанской трагедии» в первую немецкую политическую трагедию.




Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, теоретик классической литературы