Искусство и литература в судьбе русской литературы золотого века
Самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. ван Бетховена с его героическим симфонизмом, без утонченных лирических этюдов, ноктюрнов великого поляка Ф. Шопена, без оперных свершений гениального итальянца Дж. Верди и симфонических открытий француза Г. Берлиоза европейская, в том числе и русская, литература никогда не совершила бы того качественного рывка, на который она «решилась»
Ведь художественные идеи, порожденные крупной исторической эпохой, никогда не принадлежат исключительно какому-либо одному виду искусства. Они буквально носятся в воздухе и так или иначе воспринимаются каждым искусством. Внутренне разорванное и внешне гармоничное звучание трагической музыки Бетховена, в которой были слышны отголоски революционных потрясений той поры, отозвалось в лирике Ф. Шиллера, чье стихотворение «Ода к радости» легло в основу 9-й симфонии Бетховена.
Внимание Шопена к малым формам, к незавершенным фрагментам, к ночной, таинственной атмосфере передалось лучшим
Во второй половине XIX века в европейском искусстве восторжествуют совсем другие художественные идеи: миру воздушной фантазии, трагическим переживаниям индивидуальной личности будет противопоставлена жизнеподобная, реалистическая живопись, эпическая, проникнутая духом народности музыка. Пришла пора спуститься из заоблачных высот на грешную историческую землю. Самыми популярными русскими художниками 1830-х годов были К. Брюллов, автор монументально-трагического полотна «Последний день Помпеи» , и А. Иванов, всю творческую жизнь положивший на создание грандиозной картины «Явление Христа народу» . A в 1840-е годы во весь голос заявил о себе великий бытописатель П. Федотов, который прославился именно вниманием к детали, к тщательно прописанным образам из жизни ничтожных людей. А в музыкальном мире воцарились сладостный эпик П. Чайковский и один из создателей монументальной традиции русской оперы М. Мусоргский, который попытался вдохнуть в оперное искусство поистине народную мощь.
Писатели той поры тоже почувствовали вкус к изображению обыденной жизни, социальных отношений.
Подчеркнутое равнодушие к возвышенным темам, стремление к реалистической, почти фотографической точности отличало и движение художников-передвижников. Их товарищество было образовано в 1870 году. Членами общества стали автор знаменитой «Неизвестной» И. Крамской, а также И. Репин — создатель «Бурлаков на Волге» и парадного портрета Александра III, В. Суриков, написавший «Боярыню Морозову» и многие другие монументальные полотна из русской истории. С движением передвижников был связан и яркий живописец В. Васнецов, который не только охотно работал с жанровыми сюжетами, копировал действительность, но и создавал фантастические образы русского фольклора и даже расписывал соборы.
Передвижником считал себя и значительно более молодой художник, печальный пейзажист И. Левитан, под кистью которого в среднерусской природе проступали черты скорбного библейского величия.
Вспомните об этом, когда мы будем изучать произведения, созданные русскими писателями второй половины XIX столетия. Литераторы, подобно художникам и музыкантам, отдадут дань тем же художественным идеям. Они станут пристальнее всматриваться в окружающую жизнь, начнут подробно и почти скрупулезно описывать ее.
Ho искусство не стояло на месте. Оно двигалось дальше, открывало новые горизонты. В начале XIX века музыкантов и живописцев одушевляло царство фантазии, внутренний мир самого художника был главным мотивом европейского искусства. Затем пришла пора познать окружающую реальность, «заземлить» художество.
А к концу столетия был сделан следующий шаг в направлении к неизведанному, новому, непознанному. В 1860-е годы во французской живописи зародилось, а в 1870-1880-е годы расцвело новое направление импрессионизм. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн вернули живописному искусству свежесть восприятия жизни, они изображали мгновенные, как будто бы случайные ситуации, игру света и тени. Главное в их картинах — не сама реальность, а впечатление художника от нее. Для этого импрессионисты покинули мастерские и перенесли мольберты на открытый воздух, где краски меняются ежесекундно, где воздух дрожит и меняет очертания предметов.
Импрессионизм не ограничился сферой живописи. Он повлиял на творчество скульпторов, композиторов. Разумеется, его творческие импульсы отозвались и в поэзии. Вы ощутите это, когда мы будем говорить о русской лирике самого конца XIX века.
А на рубеже XIX и XX столетий люди искусства начали поиск нового направления. У истоков его была мощная, чуть страшноватая, склонная к надрывной таинственности музыка композитора и мыслителя Р. Вагнера. Постепенно оформлялось течение, которое определит судьбу художников и музыкантов следующего поколения. Это течение получило название символизм. Вы будете говорить о нем уже в следующем классе; тогда же вы узнаете, какие научные идеи и сомнения оказали воздействие на мировоззрение людей конца столетия и подтолкнули искусство к поиску новых художественных идей. Пока же вам нужно усвоить принципиальную вещь: новое в искусстве зарождается в пределах старого, живет и развивается параллельно с ним.
Так, в конце учебного года мы будем читать реалистические, жизнеподобные рассказы Антона Павловича Чехова, написанные в 1880-1890-е годы. А ведь именно в 1890 году выдающийся русский художник М. Врубель напишет главную свою картину «Демон», напряженная и почти мучительная символика которой связана уже со следующей эпохой в развитии русского искусства…
Искусство и литература в судьбе русской литературы золотого века