В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства — Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле.
В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в соответствии с требованиями эпохи к «живому подобию» и «натуральному», характеризуется стремлением к правдивости.
Особенно ярко это проявляется в портретах лучшего живописца эпохи И Никитина. Созданные им портреты отличаются большой жизненностью, выразительностью.
Была сделана попытка создать уже не придворный, как было при Алексее Михайловиче, а общедоступный театр, посещать который могли^ бы и широкие слои населения. Петр I смотрел на театр как на наиболее действенное средство пропаганды новых идей и преобразований русской жизни. Поэтому он требовал, чтобы пьесы были тесно связаны с современностью, чтобы они разъясняли зрителям смысл событий и политику правительства.
Но театр, возглавлявшийся немцами, не мог выполнять эти требования; он просуществовал недолго.
То, чего безуспешно искало правительство в публичном театре, отчасти выполняли школьные театры, В Москве на сцене театра Славяно-греко-латинской академии Петр увидел и пьесу о взятии Орешка, и пьесу о покорении Ижорской земли, и пьесу о Полтавской битве — «Божие уничижителей гордых уничижение» — и другие. Такие школьные театры возникали и в других городах: Ростове, Твери, Новгороде, Астрахани, Иркутске.
Интерес к театральным зрелищам привел к образованию любительских театров при царском дворе, несколько позднее и у аристократии.
Репертуар театров состоял из оригинальных и переводных пьес. При постановке их для развлечения публики ставились так называемые интермедии. Они представляли собой окрашенные юмором и сатирой сценки и картинки из жизни, В этом н заключалась их большая ценность они выводили на сцену театра взятые из жизни типы — плутоватого цыгана, шарлатана-доктора из немцев, взяточника-судью, защитника старины, негодующего или обороняющегося от вводимых в области быта реформ.
Дайджест:
- Каковы же эти характерные черты литературы начала XVIII века?Прежде всего, для произведений данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературном творчестве XVII столетия. Таков жанр лирических, стихотворений, получающий в это время значительное развитие. Таково также драматическое творчество, попытки организации театра только с духовной, но и светской тематикой. Таковы, наконец, рукописные повести начала века, которые, во многом перекликаясь с ... Читать далее...
- Театр во второй трети XVIII векаВплоть до середины XVIII века театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами. На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах. Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, ... Читать далее...
- Достижения литературы XVIII векаДо XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература широкого распространения не имела. На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, ... Читать далее...
- Поэзия начала векаОщущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений. В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную ... Читать далее...
- Литература периода конца XIX — начала XX векаПоследнее десятилетие XIX века открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века — с начала 1890-х годов до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х годов новая ... Читать далее...
- Просвещение и культура последней трети XVIII векаОбострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский ... Читать далее...
- Русское Просвещение XVIII векаЛитературная жизнь в XVIII веке вовсе не била ключом, и ее нельзя расценивать по нормам эпохи Белинского, Чернышевского или символистов. Мы сейчас воспринимаем литературно-критические материалы той эпохи в далекой перспективе, и они нам кажутся расположенными в строгой логической последовательности. На самом же деле они разнокачественные и иногда далеко отстоят друг от друга по времени. Ломоносовское ... Читать далее...
- Литература массового спроса начала XX векаПервая мировая война 1914 — 1918 гг. и революции начала XX в., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано формирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее противостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилизации оказывают мощное влияние на литературный процесс и условия его ... Читать далее...
- Модернизм и европейская культура начала XX векаПервая мировая война — водораздел между двумя культурными вехами. Кризисные умонастроения в Европе в начале XX века. Переоценка гуманистических ценностей, завоеваний предшествующей эпохи. Критика викторианской идеологии. Активизация ницшеанских идей в обществе; актуальность тезиса — «все боги мертвы», и, как следствие, дискредитация христианских ценностей. Величайший умственный разброд, «агония европейской души» . Восприятие кризиса как крушение всей ... Читать далее...
- Французский роман первой половины XVIII векаФранцузский роман первой половины XVIII в. стал важной частью идейного движения и литературного процесса эпохи Просвещения, он был органически связан с философией и наукой XVIII в., представляя обширный и многосторонний свод передовых знаний. Некоторые разновидности романа XVII в., видоизменившись, перешли в литературу следующего столетия. Среди произведений первой половины XVIII в. можно обнаружить авантюрный роман, в ... Читать далее...
- Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII векаБочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века «Источник: История всемирной литературы. 19 век «через синтез культурной эпохи запечатлевается с эпическим богатством историческое время в его неповторимых особенностях» (Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. М. , 1977. С. 419). По мнению Л. Бердюгиной, в немецком романе культуры не только появляется ... Читать далее...
- Изображение дворянства начала XIX века по роману Евгений Онегин«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития»,- говорит Белинский. В своем романе Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Усиливается ... Читать далее...
- Русское искусство 18 векаВ самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоевана у шведов, начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру ... Читать далее...
- Биографическая литература для детей начала ХХ векаВлияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения. В возросшем интересе к исторической тематике, к историко-биографической и научно-популярной литературе для детей тоже сказалось влияние ... Читать далее...
- Революционная поэзия в Германии начала ХХ векаВ 1919 году вышла в свет поэтическая антология «Товарищи человечества», изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером. Эта антология преследовала цель представить не экспрессионистские стихи, а «поэзию мировой революции». В этой книге наряду с несколькими французскими авторами участвовали Л. Боймер, И. Р. Бехер, А. Эренштейн, К. Эйнштейн, И. Голл, В. Газенклевер, А. Холичер, Г. Лахман, Р. ... Читать далее...
- Поэзия Испании начала ХХ векаВозрождение испанской поэзии в XX в., ставшей одним из самых ярких явлений мировой культуры нашего столетия. связано прежде всего с именами Мачадо и Хименеса. Вступившие в литературу почти одновременно, в самом начале нашего столетия, оба поэта обладают несомненными чертами, сближающими их. Оба начинают творить в русле модернизма: оба в своих мучительных поисках подлинной поэтической сущности ... Читать далее...
- Модернистская литература начала векаХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Термин модернизм появляется в конце века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: ... Читать далее...
- Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в РоссииЛитература, печать, музыка, театр Можно выделить следующие характеристики. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период — господство классицизма, который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров. Литераторы XVIII в.: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, М. Д. Чулков, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. ... Читать далее...
- Модернизм как литературное течение начала 20 векаМодернизм — это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это литературное течение достало от французского слова, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века. После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время ... Читать далее...
- Джордж Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX — начала XX векаДжордж Бернард Шоу родился в Дублине в семье торгового служащего. Семью в основном содержала мать, учительница музыки и талантливая певица. В доме царил разлад, к детям отвадились небрежно. Ио зато не было недостатка в музыке и интересных, интеллектуальных разговорах, к которым жадно прислушивался подросток. Когда мальчику было 15 лет, мать покинула дом и уехала в ... Читать далее...
- Характеристика русской литературы XVIII векаПовторив первый и второй периоды, мы продолжаем работать со схемой, которую начали оформлять на первом уроке по теме. Третий период связан с началом царствования Екатерины. В связи с утверждением «Манифеста о вольности дворянства» власть дворян становится практически неограниченной. Екатерина выдвинула лозунг просвещенного царствования. В это время начинают издаваться литературные журналы: «И то, и се» , ... Читать далее...
- Жанр, композиция, стиль произведений русской литературы XVIII векаРусская литература XVIII века имела много значительных достижений. Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Радищев переступили рубежи своего века и воспринимались последующими поколениями как важные эстетические явления. Немало заслуг и у других писателей этого времени. Поступательное органическое развитие литературы XVIII века отчетливо выявлялось в закономерной сменяемости ее различных направлений. И все же эта литература-только предварительный этап к ... Читать далее...
- Характеристика Литературы XVIII векаВ русской литературе XVIII века отразились изменения в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают издавать больше книг научного и публицистического содержания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начинают писать не на церковнославянском, а на общеупотребительном ... Читать далее...
- Стихотворная литература 30-50-х годов XVIII векаВоспитанные на народной сказке, на литературе типа повестей о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне, «гасториях» петровского времени, они ждали от книги не поучений, не рассуждений о высоких государственных материях, а занимательности; ответом на их запросы стала литературная деятельность таких писателей-прозаиков, как Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков, В. А. Левшин, М. И. Попов, Н. Г. Курганов ... Читать далее...
- Размышления Блока о критической литературе начала XX векаСложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным теоретическим построениям вообще, отсутствие живого интереса к злободневной литературной тактике близких к нему литераторов и, конечно, прежде всего, устремленность к своему главному жизненному делу — поэзии — ослабляли его внимание к символистской критике и тем ... Читать далее...
- Живейший интерес к русской литературе начала ХХ векаХарактерный тому пример — эволюция французского писателя Поля Бурже, который еще в 80-е годы приобрел известность даже за пределами Франции как автор психологических романов из жизни светского общества. Бурже живо реагировал на «вторжение» русской литературы во Францию: написал восторженную статью о Тургеневе, заимствовал в своих романах «Преступление любви» и «Обетованная земля» некоторые элементы сюжетов «Анны ... Читать далее...
- Лубочная и рукописная литература XVIII векаВлияние творчества Чулкова и традиций рукописной повести своеобразно сочеталось в сборнике Ивана Новикова «Похождения Ивана гостиного сына», состоящем из двух частей. Первая из них, названием которой озаглавлена вся книга, содержит описание жизненного пути двух бывших разбойников — купеческого сына Ивана и сына пономаря Василия. Путь преступлений оказался для каждого из них шкодой тяжелых испытаний, что ... Читать далее...
- На тему: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА В РОССИИ XVIII ВЕКАПонятие «ода» вошло в употребление еще в античные времена, когда этим термином обозначалась лирическая хоровая песня торжественного, приподнятого, морализаторского характера. В эпоху Возрождения и барокко термин «ода» вошел в употребление для обозначения возвышенной лирики, ориентирующейся на античные образы. В эпоху классицизма она стала ведущим жанром высокой лирики многих стран. Появилось разделение оды на духовную, нравоучительную, ... Читать далее...
- Поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков начала ХХ векаСвоеобразно развивается в 20-е годы поэзия в Каталонии, Галисии и Стране Басков. Здесь можно выделить три основных направления. Первое из них представлено произведениями писателей старшего поколения; многие начинали с «герметизма», но теперь отказываются от самоизоляции от окружающей действительности. Так, один из основоположников «ноусентизма» , движения, близкого по своему характеру к «Поколению 1898 года», Джозеп Карнер ... Читать далее...
- О литературной мысли конца XVIII векаВ литературной мысли конца XVIII века занимали определенное место и суждения немецкого поэта Шиллера. В его главном теоретическом труде «Письма об эстетическом воспитании», несмотря на некоторые идеалистические тезисы, сказано немало ценного о возможностях творческого воображения художника. Шиллер полагал, например, что в акте творчества художник осознает внутреннюю закономерность изображаемого предмета. Развитие классического романтизма на рубеже XVIII ... Читать далее...
Искусство начала XVIII века