«Исповедь» Аврелия Августина. Жанровые и композиционные особенности
Самый близкий к «Исповеди» жанр — автобиография. Их сходство, во-первых, в используемом материале, во-вторых, в сохранении хронологической последовательности. Но разница существеннее: автор собственного жизнеописания стремится зафиксировать личную историю, чтобы вновь ее пережить; автор «Исповеди» обращается не к себе, а к Богу, и его жизненная история важна ему только в контексте этих отношений. Эти различия проявляются, в том числе, и в композиции «Исповеди».
Сохраняя хронологическую последовательность, Августин оставляет
Далее говорится о восприятии Августином младенчества. В детских воспоминаниях он выделяет конфликт с учителями и эпизод с налетом на грушевый сад соседа.
Осмысляя в 40-летнем возрасте накануне крещения пройденный им жизненный путь, Августин считает его путем нравственного умирания, который привел его к искомой истине — христианской вере. В этом парадоксе — суть концепции Августина: человек сотворен из праха и поэтому порочен от
Демонстрации этой идеи подчинен отбор эпизодов в «Исповеди». Греховность человека так глубока, что он не может своими силами ее преодолеть, он может лишь осознать ее и ужаснуться. Спасти его может только Бог — и не потому что человек этого заслуживает, а по необъяснимой милости, как говорит Августин, «по благодати». Развитая Августином в «Исповеди» концепция благодати — незаслуженной милости Бога к порочному существу — предполагает две радикально различных шкалы оценок человеческих поступков: земным разумом и божественным разумом.
Поэтому описанный в «Исповеди» путь нравственного умирания оказывается по сути путем спасения. С этой иррациональной двойственностью, противоречащей логике, нам не раз придется сталкиваться при анализе памятников средневековой литературы.
«Исповедь» Аврелия Августина. Жанровые и композиционные особенности