Исследования псковского летописания
Псков, до своего окончательного присоединения к Москве находившийся большую часть времени в политической и культурной зависимости от близлежащего к нему Новгорода, не обнаружил той интенсивной и разносторонней литературной производительности, какую обнаружил Новгород. Но и в Пскове была своя значительная по напряженности культурная жизнь, сказавшаяся в достаточно широком развитии специально псковской письменности.
Так же как и Новгород, Псков и после своего падения, уже в XVI в., стремился к литературному закреплению наиболее значительных
Таково,
Очень существенно, что псковское летописание, как и новгородское, не замыкается в сферу только узко местных интересов.
Исследователь псковского летописания приходит к следующему общему заключению: «Псковское летописание в XV в. обнаруживает стремление выйти за пределы «областного», «местного». Это симптоматично. В XV в. в той или иной мере становятся общерусскими летописные своды в разных областях России. Такой вывод представляет интерес и для изучающего процесс образования национального государства, обнаруживая, как процесс этот, который не был, конечно, только результатом действия сил, сосредоточенных в центре, подготовлялся явлениями, назревавшими по областям и княжениям» .
В параллель новгородской Софии псковская традиция прославляет свою святыню — храм во имя Троицы; она же окружает ореолом двух наиболее выдающихся своих исторических деятелей — князей Всеволода Мстиславича и особенно Довмонта. Повесть о Дов-монте, о которой сказано было выше, в XVI в. подвергается ряду агиографических обработок.
Исследования псковского летописания