История и современность — Для раскрытия темы фашизма
Для раскрытия темы фашизма — в произведениях Германа Канта, Кристы Вольф и других писателей — был характерен не столько богатый внешними событиями сюжет, сколько углубленный психологический анализ. В центре внимания оказывались индивидуальные обстоятельства человека, личное мужество противостояния фашистскому варварству. При этом возросла писательская зоркость, с которой запечатлевалась манипуляция фашистов чувствами и разумом людей, постепенное приучение человека к бесчеловечности. В качестве примера здесь можно назвать повести
Роман Юрека Беккера «Якоб-лжец» посвящен чувствам, надеждам, переживаниям, страданиям людей в еврейском гетто.
Главный герой романа Якоб Гейм вовсе не является сознательным борцом, антифашистом по
Этот же принцип Юрек Беккер использовал и применительно к современному материалу, впрочем, не столь успешно, как в своей первой книге. Роман «Боксер» повествует — с достаточно критических позиций — о жизни в Германии бывшего узника концлагеря, который после 1945 года замыкается в себе и становится «аутсайдером». Беккер — в настоящее время он живет в Германии — опубликовал еще три романа: «Преднамеренный обман властей» , «Бессонные дни» и «Всеобщий друг» .
Роман Петера Эделя «Картины свидетеля Шатмана» , носящий явно автобиографический характер, рассказывает о тех временах, когда было загублено счастье многих и многих людей, и о том, как одиночке удается найти путь, на котором он преодолевает свое бессилие. Роман о жизни художника Шатмана, бывшего пассивным «просвещенным бюргером» и ставшего убежденным социалистом, обращен не только в прошлое, но и вглядывается в настоящее. Двухтомная автобиография Эделя «Когда речь идет о жизни» представляет собой широкую историческую панораму, на фоне которой человек, опирающийся на свой жизненный опыт, ставит важнейшие вопросы современного гуманизма.
Историческая картина, представленная в этих произведениях, характеризуется показом завоеваний реального социализма, пониманием его значения и вклада в дело создания подлинно гуманистического общества.
Противоположные представления о человеке и обществе, выразившиеся в исторических романах Стефана Гейма «Лассаль» и «Рассказ царя Давида» , делают психологическими абстракциями социально обусловленные особенности характеров и нравственные категории, а политическую власть трактуют как неизменно враждебную человеку. Начиная с середины 70-х годов Стефан Гейм все сильнее сомневается в тех позициях, которые он прежде отстаивал своим романом «Сегодняшние крестоносцы».
Исторический роман внес существенный вклад в литературное осмысление действительности и в развитие исторического сознания. При этом в обработке исторического материала прямые параллели и аналогии с современностью, еще характерные для романа периода эмиграции, вскоре уступили место углубленному рассмотрению исторических событий.
Весьма характерны в этом отношении произведения Карла Цухардта, Иоганнеса Тралова, Клауса Германа и Ганса Юлиуса Вилле. Ганс Лорбер, один из основателей Союза пролетарско-революционных писателей Германии, уделил особое внимание в своей трилогии о Мартине Лютере — «Мятежники из Виттенберга» — показу объективной диалектической взаимосвязи между историческим процессом, народом и выдающейся личностью. Этот же подход в полной мере нашел свое отражение и в романах Роземари Шудер.
Если роман «Еретик из Наумбурга» еще был посвящен традиционной теме социальной ответственности художника, рассматривавшейся с точки зрения главного идейного выбора, перед которым поставлен каждый человек нашей эпохи, то двухтомный роман о Кеплере, а также книги о Микеланджело уже расширяли социальное окружение главного героя и показывали все многообразие объективных и субъективных моментов, из которых складываются исторические события. В романах «Одаренные, или Образ бедного Лазаря в Мюнстере Вестфальском» и «Парацельс и сад наслаждений» , давших многокрасочную картину исторической действительности, Роземари Шудер уделяет основное внимание мировоззренческим аспектам отношения героев к их современности, а также взаимосвязям между социальным прогрессом, исторической ограниченностью и предвидением будущего. Эта же тема была продолжена и в последующих работах Роземари Шудер.
Наряду с крупномасштабными изображениями минувших эпох, порою даже не имеющими строгой документальной основы или реальных прототипов, как, например, романы Вальтраут Левин «Господин Люциус и его белый лебедь» и «Врач из Лакроса» , в исторической прозе преобладала биография или сюжет, выстраивающий действие книги вокруг того или иного исторического персонажа.
Книги о великих революционерах прошлого — например, романы Е. Р. Гройлиха, Ханса Маассена, Ганса Пфейфера — и прежде всего книги, посвященные выдающимся деятелям искусства и науки, были наиболее характерны для исторической прозы. Большой интерес у читателей вызвали книги Герхарда В. Менцеля, Иоахима Купша. После биографий Фихте, Лес-синга и Вейтлинга Карл Хайнц Бергер опубликовал исторический роман «Неттесхайм, или Как трудно стать героем» , иронически прослеживающий историю рейнско-католической мелкой буржуазии вплоть до времен фашизма. Роман Бергера «Квартира, или Выход из лабиринта» — продолжение «В лабиринте, или Прогулки по двум ландшафтам» — повествует о первых послевоенных годах демократического строительства.
Эберхард Хильшер в своем романе «Утренняя звезда» , посвященном Вальтеру фон дер Фогельвейде, и в романе «Часы мирового времени» предпринял интересную попытку свести воедино силой фантазии прошлое, настоящее и будущее. Одну из своих книг Криста Йоханнсен посвятила жизни выдающегося немецкого ученого Лейбница.
Начиная с 60-х годов историческая проза заняла видное место и в литературе для детей и юношества. Большой успех выпал на долю книг Ильзы Корн и Вильмоса Корна «Мавр и лондонские вороны» , Готхольда Глодера «Человек с золотым шлемом» , Гизелы Карау «Тогда я стану журавлем» , Ренаты Крюгер «Полночь в Сан-Суси» .
История и современность — Для раскрытия темы фашизма