История литературы: «Литература оттепели» в России

Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая «литература оттепели» в России — это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX — начала XX ст. . Эти произведения отличались свободолюбивым духом и подвергали бескомпромиссной критике отрицательные явления эпохи сталинизма.

Слово «оттепель» по отношению к культурным и литературным процессам, которые происходили в этот

период в СССР, впервые употребил в 1954 г. писатель Илья Эренбург, характеризуя изменения, которые произошли после смерти Сталина в 1953 г. «Оттепель» затронула в большей или меньшей мере все аспекты культурной жизни страны, но наиболее ярко проявила себя в поэзии конца 60-х годов, в которую в это время приходит целое созвездие талантливых поэтов, их называли «детьми XX съезда», поколением 60-х или просто шестидесятниками. К этому поколению принадлежат такие поэты, как Роберт Рождественский, Борис Слуцкий, Владимир Соколов, Олег Чухонцев, Белла Ахмадулина, Юрий Казаков, Юнна Мориц, Александр Городницкий, Александр
Кушнер и прочие.

Евтушенко писал о А. Вознесенском, что тот «ворвался в поэзию, в отличие от многих из нас, сразу — с блеском фейерверка». С первых своих поэтических сборников «Парабола» и «Мозаика» Вознесенский старается утвердить активную гражданскую позицию, связанную с бескомпромиссной критикой моральных и идеологических недостатков современного ему общества. Этими же мотивами пронизаны и его следующие сборники — «Треугольная груша» и «Антимиры» . В произведениях 80-х годов Вознесенский обращается к злободневным социально-политическим проблемам современности, клеймит аморальность и бездуховность, призывает к четкой и воинствующей гражданской позиции ; «Тень звука» ; «Выпусти птицу» «Витражных дел мастер» ; «Соблазн» ; поэма «Ров» ). В творческом заделе поэта есть и стихотворение, посвященное Т. Шевченко.

Жизнь и творчество Евгения Евтушенко

Евтушенко вошел в поэзию многочисленными сборниками: «Разведчики грядущего» , «Шоссе Энтузиастов» , «Яблоко» , «Идут белые снега» , «Поющая дамба» , , поэмами «Станция «Зима» , «Казанский университет» , «Мама и нейтронная бомба» , «Фуку» . Поэзия Евтушенко, как обобщает ее содержательную суть Е. Сидоров, — «зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны, иногда мистифицированная неточностью поэтического инструмента, не всегда субъективно честная, искренняя. Его стихи, бывает, теряют в гармонии, целостности, эстетичной изысканности, но часто выигрывают в актуальности, злободневности, атакуя стремительно, с ходу».

Сам поэт также подчеркивал, что одной из главных задач современной поэзии является ее высокое гражданское призвание. Евтушенко принадлежит знаменитое выражение: «Поэт в России больше, чем поэт». Критики выделяют такие характерные особенности поэтики Евтушенко, как использование деталей, афористичность, дидактичность и риторичность.

Евтушенко — мастер асонансной рифмы, которую часто называют «Евтушенковской».

Их особенно много в стихотворении «Сирень» : «за полночь — за плечи»; «грусть — грубость» и т. д. Исследователь творчества Е. Евтушенко писал о нем: «Как поэт, он рожден общественной ситуацией середины 50-х годов. С этого времени и навсегда в его творчество войдут публицистические, общественно-политические мотивы. Он будет постоянно претендовать на роль выразителя справедливых народных представлений о демократии…» .




История литературы: «Литература оттепели» в России