Из статьи «Об Адамовиче-критике»

Адамович попадает прямо пальцем в небо, — например, когда он заявляет на основании одного-двух стихотворений, что к поэзии В. Набокова «без Пастернака трудно подойти». С таким же успехом можно было бы говорить о близости Набокова к Маяковскому на основании стихотворения «О правителях» смеяться, вы будете хохотать господа…») …Дело тут не в близости к Пастернаку или Маяковскому, а в необыкновенном даре переимчивости, которым обладает Набоков.

Это одна из характернейших черт его литературной физиономии, и с этим связано

его тонкое искусство пародии. Из книги «Русская литература в изгнании» В основе этого поразительно блестящего, чуть что не ослепительного таланта лежит комбинация виртуозного владения словом с болезненно-острым зрительным восприятием и необыкновенно цепкой памятью, в результате чего получается какое-то таинственное, почти что жуткое слияние процесса восприятия с процессом запечатления. …Писателя Сирин изобразил в напечатанном после того романе «Дар», где стихи годунова-Чердынцева пародируют собственные стихи Сирина, тогда как за своей подписью он иногда в эти годы печатал стихи с таинственной пометой
«Из Ф. Г. Ч.», что расшифровывается как «Из Ф. годунова-Чердынцева». Вот почему в творчестве Набокова-Сирина «Дар» может занять центральное место.

Правда, роман оказался не совсем тем, на что надеялся Ходасевич: герой едва ли подан в нем «безжалостно-сатирически», а с другой стороны в нем большую роль играет сатирически препарированная биография Чернышевского, которую пишет герой. И все же несравненный пародийный дар Сирина, его поразительная переимчивость нигде не сказались с такой силой. Чего стоят одни пародии на рецензии о книгах годунова — Чердынпева!




Из статьи «Об Адамовиче-критике»