Изложение — Михаил Петрович Погодин

Погодин Михаил Петрович родился в семье русского крепостного крестьянина, в будущем знаменитый историк, писатель, журналист и публицист. В 1821 году окончил Московский университет. Профессором всеобщей истории Московского университета он становится в1826 году, а затем с 1833 года профессором русской истории.

Как журналист и публицист М. П. Погодин проявил себя, издавая с 1827 по 1830 год журнал ‘Московский вестник’. Позже при тесном участие С. П. Шеврева в 1841 году по 1856 год издавал журнал ‘Москвитянин’. В 20-30-е годы Погодин написал несколько

беллетристических и драматических произведений.

В те же годы он выступил и как историк с критикой скептической школы и М. Т. Каченевского. О М. П. Погдине положительно рассказывает, в своей работе под названием »Жизнь и труды М. М. Погодина», В. В. Маиков. Политическая позиция Погодина — монархизм, а методология-рационализм. Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны.

Исследования Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в изучении первоисточников и имели положительные значение. Основными областями

исторических исследований Погодина являлись: установление источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и многое другое. Признание самобытности русского исторического процесса составило основу исторических взглядов Погодина.

Он полагал, что вечное начало России это ее дух, который лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общества, Погодин признавал только для стран западной Европы. Основываясь на взглядах немецких ученых Байера и Миллера, источником внутренней борьбы на западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как полагал что Русское государство основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в 60-е годы часто вел диспуты с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским.

В целом Погодин не имел определенной и законченной исторической концепции. Считал невозможным осмысление русского исторического с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней »много чудесного и необъяснимого» Будучи историком официального направления, в 1842 г. в своей работе »Взгляд на русскую историю » Погодин главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась »охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия! »

Публицистика Погодина в 30-х — начало 50-х годов 19 века преследовала те же охранительные цели и проповедовала православие, самодержавие и народность ‘. После Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать как сторонник проведения реформ. Погодин вел большую публицистическую работу впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посомлова, собрал и издал много писем Н. М. Карамзина. С 30-х годов Погодин начал собирать письма и вещественные памятники русской истории, составившие весьма ценную коллекцию Большая часть которой в 50-х годах приобретена публичной библиотекой в Петербурге. . Основным занятием на Руси он считал исконно земледелие.

И лишь в 14 веке указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории, считает он, являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности Михаил Петрович Погодин видел в изменении права наследования.

Он считал что право стало не выполненным вследствие увеличения числа князей, и подавало повод к постоянным распрям. В вопросе образования централизованного русского государства он пишет о проведении разумной и грамотной политике московских князей, начиная с эпохи правления Ивана Калиты, и заметному усилению Московского княжества. Исследуя время татаро-монгольского ига, он проводит резкую грань между Юго-западной и Северо-восточной Русью, и говорит, что в 14 и 15 веке большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В итоге татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси. К вопросам опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно, указывает на ее вред и пишет, что она очень плачевно сказалась на народе.

Положительно относится к реформам Петра I, и выделяет основные из них: Церковные реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и отмечает их многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и князьям, так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие культуры и искусства на Руси. Генезис крепостного права у Погодина не прослеживается.

В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает на ее существование, но не прослеживает ее подробно.




Изложение — Михаил Петрович Погодин