Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота

Русский солдат. Героизм и самоотвержение русских солдат делало их богатырями, похожими на тех богатырей, которых народ воспел в былинах. Пушкин и называет солдата, героя Измаила и Отечественной войны, богатырем. И важно понять, что слово это, извлеченное из былин, является чисто народным определением не только физических, но, прежде всего нравственных достоинств человека.

Лермонтов хорошо знал своих предшественников. Еще в стихотворении «Поле Бородина», как уже говорилось, он опирался на опыт Давыдова и Батюшкова. В 1836 году он с особым

вниманием перечитывал Пушкина и его стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинскую годовщину». В. «Бородине» Лермонтов развивает концепцию о народе-победителе в Отечественной войне.

Совпадение с позицией Пушкина не случайность, но закономерность — в движении к народности по пути, проложенному Пушкиным, Лермонтов все чаще начинает разделять пушкинские взгляды на крупнейшие события русской истории. Следуя своему принципу — подчеркивать в новых произведениях связь с Пушкиным, Лермонтов и в стихотворении «Бородино» не отказывается от него. Стихотворение не только развивало идею учителя

о народном характере Отечественной войны, оно насыщено было пушкинскими реминисценциями.

При описании Бородинского боя Лермонтов ориентируется на картину Полтавского сражения, созданную Пушкиным в «Полтаве».

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вспомним пушкинское изображение Полтавского боя: В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает.

Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят, Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

Как всегда, Лермонтов включает в свой текст и переделанный стих Пушкина. В «Бородине» написано: «Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи…» У Пушкина читаем: «Тяжкой тучей Отряды конницы летучей…»

Но самая главная связь «Бородина» со стихотворением Пушкина об Отечественной войне выражена в конкретных образах народной войны. Я уже указывал, что Пушкин вводит образ «русский штык». Лермонтов следует за Пушкиным, передавая народный характер войны через тот же образ. «Русские штыки» — в центре стихотворения. Накануне боя: «Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил…» Но вот начался бой — наряду с конницей, артиллерией вступила в сражение пехота:

Рука бойцов колоть устала, Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый. Наш рукопашный бой!..

В этом ряду стоит и открытое использование пушкинского определения героического, совершающего подвиги русского солдата — богатырь. Лермонтов дважды использует это определение героев Бородина: «Могучее, лихое племя: богатыри…» И это не простая ссылка на Пушкина, это согласие с народным определением нравственных достоинств человека. Тем более что определение исходит от солдата-рассказчика…

Отсюда и особый смысл приобретает противопоставление богатырей эпохи Бородина современному поколению: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!». Но связь с Пушкиным осуществлялась на прочном фундаменте пушкинской народности, которую интенсивно осваивал Лермонтов. Эта народность наиболее отчетливо и наглядно проявлялась в создании образа рассказчика — рядового солдата.

И дело сводилось не только в введении в литературу принципиально нового повествователя о Бородинском сражении, но прежде всего в том, что поэт сумел смотреть на великое событие Отечественной войны глазами народа.




Измаил и Бородино славные этапы жизни народа-патриота