Изображение дворянства и проблема его разложения по комедии Недоросль

В комедии «Недоросль» Фонвизин воплотил весь опыт, который накопил ранее. Глубина идейной проблематики, смелость и оригинальность художественных решений позволяет с уверенностью заявить, что это произведение — непревзойденный шедевр русской драматургии XVIII века.

Содержание «Недоросля» имеет четко выраженный обличительный пафос, который питается посредством двух мощных источников: сатиры и публицистики.

Все сцены, в которых изображается жизненный уклад семейства Простаковых, проникнуты уничтожающей и беспощадной сатирой.

Сцены

учения Митрофана, откровенные высказывания Скотинина о любви к свиньям, самоуправство хозяйки дома раскрывают мир героев во всей их неприглядности.

Этот мир подвергается уничтожающему приговору и со стороны присутствующих в комедии положительных героев-дворян, которые противопоставляются по контрасту отрицательным героям, различаясь во взглядах на жизнь со скотским существованием Митрофана, его родителей и дядюшки. В диалогах Правдина и Стародума затрагиваются очень глубокие проблемы, нередко даже государственного уровня. Эти диалоги представляют собой пафосные публицистические выступления,

в которых ясно прослеживается авторская позиция.

В речах этих героев тоже сквозит обличительная функция, сливаясь с освещением позитивных идеалов автора.

В основе комедии Фонвизина лежат две проблемы, которые были для автора особенно важными. В первую очередь, это вопрос нравственного разложения дворянства. Драматург ищет причины этого разложения и высказывает их словами Стародума, который обличает дворян, он говорит, что в дворянах нет благородства, моральные устои общества находятся в упадке.

Последняя, классическая реплика Стародума, в которой он делает вывод обо всем происходящем в обществе, называя это достойными плодами злонравия, имеет поистине политическое звучание.

Помещики имели над своими крестьянами неограниченную власть, высшая власть такое же господство имела над дворянами, нравственный пример со стороны высшей власти отсутствовал, в результате чего дворянство забыло о своих обязанностях, о принципах сословной чести и находилось на пути к духовному вырождению.

Фонвизин высказал в произведении свою нравственно-политическую концепцию, выразителями которой стали в комедии положительные герои, а мир Простаковых и Скотининых стал зловещим воплощением торжества злонравия.




Изображение дворянства и проблема его разложения по комедии Недоросль