Изображение освободительной борьбы в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Романтическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» — одно из наилучших достижений лирико-романтического направления в литературе. В основе поэмы лежит лирический дневник самого поэта. Образ героя, которого Байрон сначала хотел назвать Бюрюном, отражал почти нескрываемые автобиографические черты. Чайльд Гарольд ощущает большое разочарование в окружающем, его одолевает беспросветная печаль, усталость и пресыщенность.

Конфликт его со всем существующим непримирим, но он не вмешивается в ход событий, осознает себя жертвой судьбы.

В пессимизме и разочаровании Гарольда нашли отображение расположение духа буржуазно-демократической интеллигенции Западной Европы после поражения французской революции 1789-1794 гг.

Это разочарование было обусловлено не только политической реакцией. В значительной мере оно было следствием потери веры в возможность победы царства ума, о котором писали и которое прорицали просветители.

С развитием поэмы идейный акцент перемещается с образа Гарольда на изображение народов Юго-Западной Европы. Настоящим героем поэмы выступает народ Испании, который страдает и борется, а также порабощенный народ Греции. Байрон

рисует драматические строфы о вторжении в Испанию войск Наполеона и героической борьбе испанского народа против иностранных захватчиков.

Автор показывает подлость испанской аристократии, которая или стоит в стороне борьбы, или предает интересы своего народа.

С развитием поэмы идея свободы становится ведущей. Появляется надежда на светлое будущее. В речь героя поэт также вкладывает собственные мысли о борьбе, которые предоставляют поэме новую интонацию — надежды и бодрости.

Даже величественная красота природы противостоит уродливости и убожеству современной общественной жизни. Поэт пишет:

О, господи, какой здесь рай кругом! Как небо одарило край счастливый!.. Лишь человек рукою нечестивой Рад портить все…




Изображение освободительной борьбы в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда»