Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди, что оказывают сопротивление врагу — крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов. В дни всенародного бедствования действовали из корыстных побуждений; придворная петербургская жизнь, когда враг был в Москве — баллы, французский театр, интриги; «патриотизм» московских аристократов — вместо французских кушаний ели русские щи, за французские слова
Трутневы представители армии — штабисты Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков.
Главная роль народа в войне против французских завоевателей. Русские партизаны и их командиры Денисов и Долохов; мужик Тихон Щербаков — типичный образ партизана; Платон Каратаев — олицетворение всего русского.
Бородинская битва — кульминационный момент Отечественной войны. Массовый героизм народа; и солдаты, и офицеры воевали не за Георгиевские Кресты, а за родину; моральная стойкость
Идейные поиски Андрея Болконского. Примерный план.
I. Время, изображенное в романе Л. Н. Толстого
II. Жизненный путь Андрея Болконского — путь неординарной личности, которая мыслит и не ищет большака.
Разность между князем Андреем и другими представителями высшего мира: а) начало службы — из низших чинов; б) отделенность от всех, пренебрежительное отношение; в) искреннее, теплое отношение к Пьеру; г) разговор на близком ему русском, а не на французском языке.
2. Желание пойти в армию, поиски «своего Тулона» как усовершенствование, испытание своего офицерского назначения.
3. «Видел свой главный интерес в общем движении военного действия»:
А) отцовское напутствие ; б) ответ адъютанту, что смеялся над побежденным генералом ; в) поведение Андрея на батарее капитана Тушина и победа над собственным страхом; г) подвиг во время Аустерлицкого боя.
4. Падение кумира, изменения в жизни, которые приводят к заключению в домашнем круге.
5. Разговор с Пьером на пароме — пробуждение к жизни и деятельности. Символический образ дуба для понимания изменений в жизни князя Андрея «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всем оно отражалось и чтобы все они жили со мной вместе!»
I. Начало обновления князя Андрея:
А) переведение богучаровских крестьян в свободные земледельцы; б) участие в работе комитета Сперанского и отказ от нее ; в) влюбленность в Наташу.
8. Трагический конец отношений с Наташей, духовный кризис.
9. Новый этап в жизни князя Андрея
А) восприятие нападения французов на страну как личное бедствие ; б) отказ быть адъютантом у Кутузова ; в) признание князя Андрея простыми солдатами и младшими офицерами, его умение ценить и понимать их ; г) отношение к врагу без компромиссов ; д) поведение на Бородинськом поле ; е) умение извинить личное оскорбление.
10. Через высокие стремления — к пониманию желаний и радости других:
А) сцена благословения его княжной Марией; б) впечатление от разговора Наташи с Соней в месячную ночь; в) девушки с неспелыми сливами; г) воспоминания о Наташе.
II. Приход к пониманию главного в жизни.
Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»