Изображение жизни и быта украинского крестьянства
Когда читаешь произведение Г. Квитки-Основьяненко «Маруся», кажется, что ты побывал в украинском селе в начале XIX столетия, — настолько живо изображена жизнь украинского крестьянства. Большой знаток украинского фольклора, писатель сумел донести к нам и быт, и обычаи народа, сумел показать очень образно его праздники, радость и горе. Кажется, закроешь только глаза — и увидишь девушку Марусю — надежду родителей, которая весело разговаривает со своим любимым Василием где-то среди волшебной украинской природы или работает возле печи,
Кто же такая эта Маруся?
Обычная себе девушка, которых было много на Украине, но автор будто собрал вместе их лучшие черты: «Высокая, пряменькая, как стрелочка, чернявенькая, очи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва…». Даже в портрете Маруси чувствуется единство с фольклорными источниками. А какой у нее язык! Так и представляешь себе эту девушку из песни. Маруся не только красивая, еще и богатая.
Но не задирает нос перед другими девушками, даже, наоборот, является смирной и покорной. Между тем она очень трудолюбивая.
Ведь украинскому народу некогда было сидеть на печи — все время проходило в работе. И в поле необходимо было управиться, а еще и дома столько работы, что только ночью и можно немного отдохнуть. Поэтому девушек еще сызмала приучали быть хозяйкой в доме. Когда девушкам приходила пора выходить замуж, они уже все умели делать.
А та, которая не умелая — надолго оставалась в девках. Поэтому и пишет автор о Марусе: «…а что работящая! И на отца, и на мать, и на себя прядет, шьет, моет, и сама все одна, без наймички, и варит, и печет».
Но не только работали люди все время. Ребята и девушки часто собирались на вечерницах, чтобы потанцевать, посмеяться, пофлиртовать. Это было единственной утехой для молодых.
Шли они туда одетыми во все лучшее, так как чаще на вечерницах и знакомились будущие муж и жена. Так описывает одежда Маруси Г. Квитка-Основьяненко: «Рубашка на ней беленькая, тоненькая, самая пряла и пышные рукава сама вышивала красными нитями…». Если прочитать полное описание, то так и стоит перед глазами волшебная девушка в красивой украинской одежде, на которой, по обыкновению, было вышито много замечательных цветов. В повести много украинских обычаев. Например, интересно проходило сватанье.
Приходили к дому невесты старосты со святым хлебом. Если хлеб принимали, то сватанье дальше шло по заведенному порядку. Если нет, то несли старосты неудавшемуся жениху печеную тыкву домой. Интересно то, что девушка на сватанье должна ковырять печь — знак того, что она стыдливая. А как мастерски описывает Г. Квитка-Основьяненко свадьбу!
И какую музыку играют, и что танцуют, и названия музыкальных инструментов: «…скрипят скрипки, бряцают цимбалы, а вместо баса, сам скрипник сквозь зубы гудит…». Тяжелой утратой для всех была смерть Маруси. Следуют похороны.
И здесь автор изображает, кажется, мельчайшие детали. Как голосили над покойной, что поп делал и так далее. Подробно описывает, как люди собирались идти хоронить Марусю: «Как звонили на сбор, вот и несут от церкви святой крест и хоругви, за ними мары, а там идут аж три попа и четвертый дьякон, и все в черных ризах, а дьяков — так десятка два». Мать же Марусина раздала убогим девушкам всю одежду из сундука дочери — это тоже был один из обычаев. Много обычаев воссоздал в своей повести Г. Цветок-Основьяненко, много рассказал о жизни украинского крестьянства.
Остается только удивляться, как можно было в таком небольшом по объему произведении так много вместить. Когда читаешь повесть, сразу сравниваешь, так ли мы сейчас празднуем, или придерживаемся обычаев, которые существовали когда-то. Я могу сказать, что в селах, обычно, больше соблюдают ритуалов, а городские жители много от чего отошли.
Но все ж таки украинская культура, быт — живы, а повесть Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» — будто напоминание о них, а также напоминание о том, что наши украинские достояния нельзя забывать.
Изображение жизни и быта украинского крестьянства