Как написать обществоведческое эссе

Одной из важнейших составляющих образовательной реформы является введение не только государственных стандартов общего обра-зования, но и современных технологий независимой проверки знаний

Учащихся. Одной из них является Единый государственный экзамен. ЕГЭ по обществознанию был введен в качестве эксперимента для выпускников школ Российской Федерации в 2015 г. Опыт показал, что очень часто выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ именно обществознание. Во многом это обусловлено тем особым местом, которое обществоведческие учебные дисциплины

занимают в школьной программе, а также необходимостью сдавать обществознание в качестве вступительного экзамена в вузы.

Аналитический материал по итогам Единого государственного экзамена ежегодно публикуется в журнале «Народное образование» и в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе». Обобщенные результаты ЕГЭ за последние годы показывают, что у выпускников вызывает трудности выполнение заданий с текстовыми фрагментами и выполнение альтерна-тивного задания — обществоведческого эссе. Более того, написание эссе является самым сложным заданием.

При написании эссе учащиеся

должны, используя соответствующие понятия обществоведческого курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести нужные аргументы в обоснование своей точки зрения. В действительности значительная часть работ представляет собой рассуждения на обыденном уровне. В них отсутствует выдержанная логическая линия, приводятся при-митивные примеры. Нередко ответы — это нелогичные теоретические положения без определения собственной аргументированной позиции.

В предложенных ответах отсутствуют необходимые обобщения и выводы. Выпускники не могут раскрывать теоретическое положение на конкретном материале и приводить примеры определенных общест-венных явлений, действий, ситуаций.

Единой модели образца написания эссе нет. Однако есть опреде-ленные правила, которых следует придерживаться.

«Эссе» — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индиви-дуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лек-сики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, фило-софские, обществоведческие и другие эссе.

Сегодня при обилии учебников и учебных пособий, подразумеваю-щих своеобразное отношение их авторов к описываемому материалу, существует различная трактовка многих событий, фактов, теорети-ческих положений. Поэтому важно научить выпускника правильно выражать свое мнение. В эссе можно выражать нестандартные, пара-доксальные, даже, может быть, дерзкие мысли.

Не следует требовать от пишущего правильных, с точки зрения учи-теля, выводов. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность.

Необходимо предупреждать учащихся, что форму своего письменно-го высказывания, жанр своей творческой работы нужно выбирать в соответствии со своими внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением.

Несмотря на то, что эссе не предполагает определенной типовой композиции, строгой систематичности в изложении материала, подго-товка к нему необходима, ибо свобода формы и аморфность не одно и то же. Эссе еще можно обозначить как размышления по поводу услышанного, увиденного, прочитанного. Задачей же учителя обществознания как раз и является научить оценивать, размышлять, выражать свое собственное отношение.

Эссе помогает в самом процессе учебы. Оно позволяет привести мысли по теме в порядок; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком обществоведческой теории, развивает нестандартное, оригинальное мышление.




Как написать обществоведческое эссе