Как писать сочинение-изложение. Общие требования к сочинению

Умение обобщать свои наблюдения, а также точно, последовательно и интересно излагать мысли необходимо людям всех профессий. Сочинение — это творческая работа, которая учит излагать, выражать свои мысли и чувства, учит рассказывать о прочитанной книге или о жизненных наблюдениях правильным, ясным и ярким языком. Сочинения бывают разные: от краткого ответа на вопрос до развернутого сообщения на тему, которая требует обоснованного анализа фактов, определенных выводов.

Сейчас, в связи с заданием для самостоятельной работы, нас интересует

сочинение-изложение.

В V-VIII классах вы писали изложения, т. е. пересказывали содержание литературного произведения или его части в той последовательности, которая дана автором произведения. Сочинение-изложение отличается от такого пересказа тем, что в нем есть элементы творческой работы, элементы наблюдения и анализа литературного произведения. Надо рассказать содержание так, чтобы ясно выступало и отношение автора произведения к тому, о чем он повествует, и ваше собственное отношение к персонажам, событиям, их освещению в произведении.

Передавая содержание, используйте отдельные цитаты, характерные слова,

обороты, построение предложений, поэтические средства языка, которые позволяют сохранить манеру авторского повествования. «.Изложение содержания,- говорит В. Г. Белинский,- должно иметь целью проследить идею целого создания, чтобы показать, как верно она осуществлена автором».

И сочинение-изложение, и любая другая работа творческого характера должны удовлетворять следующим общим требованиям:

Хорошее знание и понимание художественного материала; полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в ее раскрытии; точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей; продуманный отбор цитат ; убедительное доказательство каждой высказанной мысли; логическая связь между отдельными мыслями; стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Несколько слов об эпиграфе.

Эпиграф — это небольшая цитата, выражающая главную мысль сочинения. Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой грубую ошибку — искажение темы сочинения. Эпиграф — желательная, но не обязательная часть сочинения.

Стилистика — это важный раздел науки о языке, изучающий свойства, особенности разных типов речи: разговорной, научной, ораторской, деловой и, конечно, художественной1.

«.Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем не одно и то же». Грамматика учит правильно строить речь, а «говорить хорошо» учит стилистика.

Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.

КАКОВЫ ПРИЕМЫ ЦИТИРОВАНИЯ? Цитата: «И сказал Игорь дружине своей: «Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться.

А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон». Цель использования: для доказательства мысли о смелости, воинской чести князя Игоря. Первый прием — точное цитирование : Князь Игорь — человек смелый, отважный.

Отправляясь в поход против половцев, он обращается к дружине с призывом с честью постоять за свободу родины: «Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон».

Второй прием — изложение содержания цитаты : Отважный воин, князь Игорь, отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести в бою за родину. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Князь зовет дружинников сесть «на своих борзых коней» и двинуться к Дону.

Третий прием — ссылка на цитату: Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине перед началом похода.




Как писать сочинение-изложение. Общие требования к сочинению