Как писать сочинение-изложение. Общие требования к сочинению
Умение обобщать свои наблюдения, а также точно, последовательно и интересно излагать мысли необходимо людям всех профессий. Сочинение — это творческая работа, которая учит излагать, выражать свои мысли и чувства, учит рассказывать о прочитанной книге или о жизненных наблюдениях правильным, ясным и ярким языком. Сочинения бывают разные: от краткого ответа на вопрос до развернутого сообщения на тему, которая требует обоснованного анализа фактов, определенных выводов.
Сейчас, в связи с заданием для самостоятельной работы, нас интересует
В V-VIII классах вы писали изложения, т. е. пересказывали содержание литературного произведения или его части в той последовательности, которая дана автором произведения. Сочинение-изложение отличается от такого пересказа тем, что в нем есть элементы творческой работы, элементы наблюдения и анализа литературного произведения. Надо рассказать содержание так, чтобы ясно выступало и отношение автора произведения к тому, о чем он повествует, и ваше собственное отношение к персонажам, событиям, их освещению в произведении.
Передавая содержание, используйте отдельные цитаты, характерные слова,
И сочинение-изложение, и любая другая работа творческого характера должны удовлетворять следующим общим требованиям:
Хорошее знание и понимание художественного материала; полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в ее раскрытии; точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей; продуманный отбор цитат ; убедительное доказательство каждой высказанной мысли; логическая связь между отдельными мыслями; стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Несколько слов об эпиграфе.
Эпиграф — это небольшая цитата, выражающая главную мысль сочинения. Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой грубую ошибку — искажение темы сочинения. Эпиграф — желательная, но не обязательная часть сочинения.
Стилистика — это важный раздел науки о языке, изучающий свойства, особенности разных типов речи: разговорной, научной, ораторской, деловой и, конечно, художественной1.
«.Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем не одно и то же». Грамматика учит правильно строить речь, а «говорить хорошо» учит стилистика.
Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.
КАКОВЫ ПРИЕМЫ ЦИТИРОВАНИЯ? Цитата: «И сказал Игорь дружине своей: «Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться.
А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон». Цель использования: для доказательства мысли о смелости, воинской чести князя Игоря. Первый прием — точное цитирование : Князь Игорь — человек смелый, отважный.
Отправляясь в поход против половцев, он обращается к дружине с призывом с честью постоять за свободу родины: «Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон».
Второй прием — изложение содержания цитаты : Отважный воин, князь Игорь, отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести в бою за родину. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Князь зовет дружинников сесть «на своих борзых коней» и двинуться к Дону.
Третий прием — ссылка на цитату: Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине перед началом похода.
Как писать сочинение-изложение. Общие требования к сочинению