Как представляют себе счастье герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо», над которой Н. А. Некрасов работал в течение двадцати лет, стала венцом его творчества. Поэт хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. По замыслу автора, в центре поэмы — изображение пореформенной России, когда после «освобождения» крестьян те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, в произведении выражена именно народная точка зрения на действительность.
Форма странствий, встреч, расспросов
Главная проблема произведения — проблема счастья — ясно видна уже из его заглавия. Начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому «вольготно, весело живется на Руси», повествует о горестном существовании народа, а перечень деревень звучит как скорбный приговор, как свидетельство крестьянской нищеты.
Первоначально
Вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в пределах «счастья» отдельных представителей господствующих классов, а как вопрос о всенародном счастье, главная цель мужиков-правдолюбцев — найти «счастье мужицкое».
В поэме ставится вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Чтобы ответить на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит ответа. Даже помещик и поп жалуются на свое житье, что уж говорить о крестьянке Матрене, прозванной губернаторшей. В жизни Матрены Тимофеевны не было ничего необычного, из ряда вон выходящего. Смерть первенца, вражда семьи мужа, голод, болезни, пожары — какая крестьянка не проходила через все это? За Матреной стояли сотни и тысячи таких, как она.
Но другие женщины называют ее «счастливой», значит, их жизнь еще более беспросветна. По мнению самой Матрены, не дело это — «между бабами счастливую искать». А другая женщина, богомолка, зашедшая в село, сказывала, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».
Правдоискатели, отправившиеся искать ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», так представляют себе счастье для народа:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси.
В 70-х годах XIX века, когда передовая молодежь шла в народ, обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу и есть счастье. Образом народного заступника Гриши Добросклонова Некоасов дает ответ на вопрос, поставленный в поэме.
О нем рассказывается в последней части, названной «Пир на весь мир». Жизненный путь семинариста Гриши Добросклонова тяжел. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он пережил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на вахлачине.
Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
… и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет.
Сильный духом, свободолюбивый, забывший о личных интересах, Гриша Добросклонов не идет по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за освобождение угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на эту борьбу:
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Гриша — поэт, он создает песнь «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию:
Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
И гремят со страниц поэмы набатные голоса, созвучные мыслям поэта:
Доля народа, Счастье его, Свет и свободаПрежде всего!
Как представляют себе счастье герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо»