Как соотносится историческое прошлое и настоящее по поэме Медный всадник
А. С. Пушкин, что и любой другой признанный читателями писатель, в свои произведения вкладывал наиболее острые проблемы и вопросы эпохи, всей жизни.
В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к историческому прошлому России для того, чтобы найти в нем объяснения событиям настоящего. Потому автор композиционно объединяет в поэме два временных отрезка, сталкивает Евгения — «маленького человека» — с исторической силой и предопределенной судьбой.
Ключевой фигурой лиро-эпического произведения становится Петр I, над последствиями
Здесь будет город заложен…
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
А. С. Пушкин восхваляет императора, признает необходимость произведенных им когда-то преобразований, включая в поэму контрастные описания края и позже возникшего на этом месте города. «Из тьмы лесов, из топи блат» возникает столица, красота которой доказывает разумность деятельности Петра I.
Основная часть поделена автором
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы!
Таким образом, автор выдвигает идею непосильности петровских нововведений для простого люда.
Именно сооружения города «под морем» предрекло Петербургу нередко переживать наводнения, а людей, воздвигавших будущую столицу, — погибать.
Раскрывает свою идею автор на примере мелкого чиновника Евгения. Город для героя представляется А. С. Пушкиным иначе: на смену «красе и диву» приходят бедные окраины, ветхие домики, «пожитки бедной нищеты». Создавая образ «человека обыкновенного», автор пишет о непримечательности жизни героя, о его самых простых человеческих мечтах: доме, жене, детях…
Но стремления «маленького» чиновника сталкиваются с государственной необходимостью прошлого. По сюжету наводнение становится причиной не только смерти невесты Евгения, но и всех его мечтаний. Так, хоть основное действие поэмы и происходит много позже смерти Петра I, когда остается только «горделивый истукан» да «кумир на бронзовом коне», но насилие императора все так же возвращается жителям в виде стихии.
Потому, по задумке автора, Евгений винит во всем именно Медный всадник — символ величия дел Петра I. И этот «бунт» Евгения несет в себе зарождение еще одного, более страшного — бунта народного. Неслучайно А. С. Пушкин сравнивает стихию с восстанием — оно так же неконтролируемо, беспощадно и, самое главное, предопределено делами первого императора.
Таким образом, поэма «Медный всадник» охватывает не только настоящее для А. С. Пушкина время, но и прошлое с будущим. Автор в произведении сумел раскрыть противоречия личности Петра I, найти в его делах основу для всего того, что происходило, происходит и произойдет в истории России.
Как соотносится историческое прошлое и настоящее по поэме Медный всадник