Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

Ранняя лирика А. Ахматовой — в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна де­таль, которая передает психологическое состояние человека. На­пример, в стихотворении «Песня последней встречи» смятение и волнение передано лишь одной деталью: «Я на правую руку надела \ перчатку с левой руки». Нежность и хрупкость чувств сочетались с твердостью и классической стройностью стиха. Ин­тимность и предельная откровенность ранней лирики определи­ли ее камерность.

Какие топонимы являются постоянными

в лирике А. Ах­матовой? Топонимы Царское Село, связанное с именем А. С. Пушкина, и Петербург — символ культуры и дер­жавного величия. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой? Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации.

В годы Первой мировой вой­ны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифист­ском плане. А. Ахматова в стихах «Утешение», «Молитва» готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией \ стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрирова­ли,

А. Ахматова не оставила Родину. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть роди­ну? А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю».

Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, \Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Каким предстает Петербург в поэме «Реквием» А. Ахматовой? Петербург — прежде город культуры и символ державной вла­сти в 1930-е годы становится в поэзии А. Ахматовой Ленингра­дом. В поэме «Реквием» он превращается в некий придаток к ре­прессивной государственной машине: «Ненужным придатком болтался \ Возле тюрем своих Ленинград». Какова композиция поэмы «Реквием» А. Ахматовой? «Реквием» состоит из прозаического Предисловия, где расска­зывается о жизненной основе и внутренней цели поэмы; Посвящения женщинам, разлученным с сыновьями, мужьями; Вступ­ления, которое адресовано уходящим на каторгу или расстрел.

Поэма состоит из 10 стихотворений, написанных в разное вре­мя — с 1935 по 1940 годы. Заключает поэму двухчастный Эпилог. В Эпилоге возвращается образ тюремной очереди и развивается тема Памятника поэту, известная из Державина и Пушкина. Но в отличие от предыдущих памятников, современный поэт дол­жен быть запечатлен стоящим у тюремной стены. Как А. Ахматова понимает роль поэта и поэзии?

А. Ахматова была далека от понимания социальной роли по­эзии. Она считала, что у поэта прежде всего моральные обяза­тельства перед обществом. Это выражено в стихах «Нам свежесть слов и чувства простоту», где Поэт уподобляется Христу, кото­рого предают ученики, не понимает толпа.

Но смысл поэтиче­ского творчества «расточать, а не копить».




Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?