Как возникла славянская азбука
Сейчас и русский народ, и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, славянские народы письменности не имели. И вот во второй половине X века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию и стали работать над созданием славянской азбуки. Их мать была славянкой, и поэтому они знали и понимали речь славян. Им удалось создать славянскую азбуку.
Затем они перевели на славянский язык самые важные греческие книги.
Слово
Из этих значений морфем и складывается общее значение слова привратник, то есть человек, находящийся у ворот, или сторож у ворот.
А иногда значение слова определить очень трудно. Почему черную вкусную ягоду назвали ежевикой?
Нет, не случайно. Ветки этого кустарника снабжены колючками, как у ежа. Вот поэтому и назвали так ягоду, растущую на таком кусте.
Изучением происхождения таких слов занимается интересная наука — этимология, что в переводе с греческого означает «наука, изучающая истинное значение слов».
Важнейшим ориентиром в слушании является план текста. С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает такое толкование этого понятия: «План — взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, например, доклада». Предъявление такой «краткой программы» высказывания перед его слушанием дает возможность не только предвосхитить содержание сообщения на уровне его темы или основной мысли, но и узнать, в каком направлении, аспекте будет раскрываться тема.
На уроке по теме «Для чего нужен план» необходимо показать учащимся, что план — это структурная основа текста, программа сообщения, в которой отражены основные вехи в развертывании темы и основной мысли текста, это важнейшая «смысловая веха» в аудировании. Анализ плана помогает предположить, о чем будет говориться в тексте и в какой части текста может быть заключена основная мысль.
При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков препинания. Правила, которые помогают расставить знаки препинания, изучает специальная наука — пунктуация.
Слово «пунктуация» образовано от латинского слова «пункция» — укол. В древности греки использовали для письма палочку-стилос. В местах остановок они делали укол, то есть ставили точку.
Поэтому раньше слово «пунктуация» означало «учение о точках».
В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них, поэтому его было трудно прочесть. И только в XV веке появилась запятая, к XVIII веку было уже 9 знаков препинания, а сейчас их насчитывается более.
Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл предложения, его структуру. Знаки препинания — «путеводители», с ними легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.
Системный принцип обучения орфографии и пунктуации требует перспективного, развиваемого внимания к любому правилу, позиционно связанному с другими: учащимся необходимо осознать и запомнить его отличительный признак, чтобы в дальнейшем в нужной последовательности — от более простого к более сложному — выстроить остальные; следует усвоить сформированную таким образом иерархию отличительных признаков, чтобы руководствоваться ею в практике письма.
И уже от выбора педагога зависит, к какой из возможных форм обобщения прибегнуть на конкретном этапе освоения данной орфограммы или пунктограммы — к обобщенным правилам в алгоритмической последовательности, либо к алгоритму в классическом виде, либо к свернутому алгоритму, либо к алгоритмизированной схеме: они взаимосвязаны, восходя к одним и тем же элементарным правилам, но вполне самостоятельны и самодостаточны как в содержании, так и в эффективности применения. При этом важно понимать, что алгоритм не есть нечто внешнее, привнесенное, но лишь инструмент, который обнажает механизм действия правил и делает их доступнее. Когда же правила осмыслены в той степени, какая требуется для их осознанного, устойчивого применения, алгоритм как таковой становится излишним, что и выражается в его свертывании.
Четыре формы обобщенного представления орфографической/пунктуационной нормы — это ее систематизированные версии и это четыре способа писать без ошибок. Но, независимо от характера норматива и его выражения, необходимо соблюдать первое правило грамотного письма — правильно применять правила орфографии и пунктуации, следуя их признаковой иерархии.
Как возникла славянская азбука