Какие вопросы поднимал в своих произведе­ниях А. Д. Кантемир?

Антиох Дмитриевич Кантемир был убежденным сторонником про­свещенной монархии и теории «естествен­ного права», т. е. равных прав людей пе­ред законом, полученных при рождении человека. Свои взгляды он высказывал в произведениях разных жанров, главным из которых была сатира, т. е. развернутое стихотворение обличительного содержа­ния. Он обличает невежество представите­лей разных слоев общества, начиная от безграмотного помещика до одного из высших церковных иерархов, противни­ков петровских преобразований, мечтаю­щих повернуть вспять

развитие страны. Те­ория «естественного права» защищается им в сатире «Филарет и Евгений.

На за­висть и гордость дворян злонравных», в которой обличению подвергаются дворя­не, кичащиеся своей родословной, заслу­гами предков перед отечеством, но прово­дящие сами свою жизнь в праздности и погоне за собственными удовольствия­ми, с презрением относящиеся к крестья­нам и выходцам из незнатных родов.

Значительную роль в творчестве Кан­темира играет сатира «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому», в которой поэт утверждал, что характер человека не зависит от природы, его фор­мирует воспитание.

Велика ответствен­ность родителей за воспитание своих детей.

Нельзя при этом забывать, что «пример наставления всякого сильнее».

Основную задачу воспитания Кантемир видел в том:

Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее

Зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб через то

Полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми

Любезен

И всегда желателен: к тому все науки

Концу и искусства все должны подать

Руки.

Как видим, Кантемир выражает взгля­ды, близкие и другим писателям-классицистам. В. Белинский высоко оценивал эту сатиру и рекомендовал заучивать ее наизусть всем вступающим в брак.

В других сатирах высмеиваются такие пороки, как наглость, страсть к сплетням. Интересен образ временщика в пятой са­тире.

Свои эстетические взгляды Кантемир высказал в сатире, названной им «О опас­ности сатирических сочинений. К музе своей». Основной принцип сатиры он фор­мулирует афористично: «Смеюсь в сти­хах, а в сердце о злонравных плачу». Не­смотря на то что сатиры вызывают раз­дражение в обществе и создают угрозы благополучию автора, он заявляет, что никогда не прекратит рабо­

Ту в этом жанре, потому что пишет «по должности гражданина».

За какие идеалы ратовал А. П. Сумароков?

Александр Петрович Сумароков — выдающийся писатель и теоретик русского классицизма. В своих произведениях, особенно трагедиях, он выступал против деспотизма, являясь сто­ронником просвещенной монархии, что с особой силой проявилось в «Димитрии Са­мозванце». Димитрий не потому заслужи­вает свержения с престола и кары, что он самозванец, а потому, что он тиран. Иде­альным правителем страны для писателя оставался Петр I, монарх-преобразователь. В «Слове похвальном о государе Петре Ве­ликом» Сумароков писал: «До времени Петра Великого Россия не была просвеще­на ни ясным о вещах понятием, ни полез­нейшими знаниями, ни глубоким учени­ем; разум наш утопал во мраке невежест­ва…

Вредительная тьма разума приятна была, и полезный свет тягостен казался… Возмужал Великий Петр, и взошло солн­це, и мрак невежества рассыпался. Обма­нулись невежи и упрямцы, с суеверами, возбудителями своими, в мерзкой своей надежде…» Для верховного правителя, по Сумарокову, должно быть превыше всего благо его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не поддаваться своим страстям. Это его государствен­ные, социально-политические убеждения.

Однако Сумароков, как мы уже сказали, выступал как теоретик классицистиче­ского искусства. В «Эпистоле о стихотвор­стве» он рато­вал за строгое соблюдение норм эстетики классицизма: строгое деление литературы на роды и жанры, их назначение в обще­стве, за соответствие жанров определен­ным литературным стилям, за единство сюжетного действия, времени и места в драматическом произведении.

В комедиях и эпиграммах Сумароков осмеивал пороки общества и человеческой личности, вел литературную полемику со своими оппонентами.




Какие вопросы поднимал в своих произведе­ниях А. Д. Кантемир?