Какое назначение «каменщиков»

Стихотворение «Каменщики» Иван Яковлевич Франко поместил в сборник с красноречивым названием «Думы пролетарства». Всю жизнь поэт чувствовал свою близость к народу, призывал обездоленных, подавленных рабским положением людей бороться со своеволием и неправдой. Стихотворение «Каменщики» наполнено символическими образами, среди которых, — очень высокая гранитная скала, символ неправды и неволи. К этой скале прикованы железными цепями тысячи борцов.

На их плечи давит «один страшный какой-то груз», но в руках у каждого

«тяжелый железный молот», которым борцы должны разбить скалу, освободиться от пут, что гадюкой обвили руки.

Жажда свободы станет истоком сверхчеловеческой силы и поможет борцам разбить эту зловещую скалу, чтобы освободить себя и свой народ от железных цепей неволи. В этой неравной борьбе погибали борцы, обломки скалы калечили тела, но ничего не могло остановить их желания освободиться. Они знали, что, возможно, их имена забудутся, и дорогой, которую проложат каменщики, другие люди, пойдут в новую жизнь.

Каменщики взяли на себя огромный груз, который сделал их невольниками собственного выбора, веры, в то,

что их дело не будет напрасным. Они сильные духом, и ничего уже не может остановить продвижения вперед. Иван Франко чувствовал себя одним из тех каменщиков. Он пошел на сильный голос, что «сверху, как гром, гремит».

Поэт не раскрывает перед читателем природу этого голоса. Это может быть голос Бога, голос человеческой совести, голос правды. Ему нельзя противиться, нельзя выпускать из рук молот, нельзя уклоняться от тяжелой работы.

Ничего уже не имеет власти над борцами. Ради этой работы они покинули свои семьи и не считаются с проклятиями друзей и недругов. Как-то известный украинский поэт Евгений Маланюк сказал: «Как в нации вождей нет, тогда вожди ее поэты».

Наши художники вели народ за собой, показывали ему путь к лучшей жизни. Но они никогда не ставили себя над народом. Иван Франко тоже видел себя лишь одним из многих каменщиков, которые «в одно общество скованы Святой мыслью» тяжелыми молотами разбивают скалу, чтобы «кровью собственной и собственными костями» построить дорогу для новой жизни, для правды и счастья. Не для собственной утехи, не ради будущей славы творил гениальный поэт.

Его душа искала того слова, которое поможет народу проснуться от полусна, поможет понять, что без борьбы и самопожертвования напрасно ждать лучшей судьбы.

О творчестве И. Франко написано так много, что кажется не стоит и пытаться что-то добавлять. Это так, но каждое новое поколение имеет право на свое прочтение классики. Иначе классика бы уже давно была бы никому нужна. Что же прежде всего привлекает внимание, когда читаешь стихи И. Франко?

Неоднозначность мышления, постоянное наличие второго смыслового плана. В частности, знаменитый «Гимн» всегда толковали как призыв к революционным действиям обездоленного народа. Может быть, это и правильно. Но Франко писал не примитивно.

Вчитаемся: «Вечный революционер — Дух, что тело рвет к бою…». Разве только на баррикадах можно бороться «за прогресс, счастье и волю»? Возможно, поэт воспевал дух творческого беспокойства, который руководил им всю жизнь, помогая преодолевать собственные сомнения, злые сплетни и жалобы недругов, непонимание со стороны самого народа, ради которого работал. Это сейчас именем И. Франко назвали Львовский университет и еще много других заведений, но при жизни ему там не дали преподавать.

Поэтому боевой дух поэзии «Гимн» вобрал в себя и решимость, И мужество, и веру: «Вечный революционер — Дух, наука, мысль, воля не уступит тьме поля». Он хорошо понимал, в чем революционность мысли — в вере в будущее своего народа, которому так необходимо сейчас образование, чтобы понять свой путь. Поэтому так убедительно звучат строки из стихотворения «Грей солнышко»:

«Сейте в головах Думы вольные, В сердцах жажду Братолюбия… Сейте! На живую пашню упадут семена». По вашему мнению к кому обращены эти строки?

Прежде всего, к национальной интеллигенции. Отсюда и образ Каменщика, который прикован к большой скале народной судьбы собственным долгом перед ним. «А дальше тысячи таких же, как я…». Каждый читатель сегодня понимает, что стихи Франко всегда были аллегорическими.

Не о добыче камня идет речь в «Каменщике», а о тяжком труде честных людей, которые интересуются судьбой народа, уровнем его культуры и жизни. Их можно сравнить разве что с трудом каменщиков. Этот труд так же нужен людям, даже если сегодня они этого еще не понимают. «Лупась скалу» — призывает И. Франко, всей своей жизнью показывая пример работоспособности и самоотверженного служения своему народу. Понимает ли современный читатель поэзии великого Каменщика?

Мыслящий читатель всегда поймет величие мысли умного высокообразованного человека, должен находить между внешними образами глубокую боль за судьбу своего народа и веру в его светлое будущее.




Какое назначение «каменщиков»