Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щед­рина?

Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравствен­но-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в «Губерн­ских очерках», «Помпадурах и помпадуршах», «Истории одного города», «Господах Головлевых». Все эти темы находят отраже­ние и в «Сказках».

Какая деталь в «Сказке о том, как один мужик двух генера­лов прокормил» говорит о рабской покорности народа?

В «Сказке о том, как один

мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков-Щедрин показал, что паразиты-генералы не спо­собны ни к какому труду. Они привыкли пользоваться трудом мужика, который безропотно выполняет все их прихоти, вплоть до того, что сам вьет веревку, которой генералы привязывают его к дереву, чтобы не убежал. Эта деталь подается с горькой иронией — М. Е. Салтыков-Щедрин осуждает пассивность и по­корность народа.

Что такое аллегория? Приведите примеры.

Аллегория — это иносказание, когда под видом животных, например, изображаются какие-то черты человека. В сказке «Мед­ведь на воеводстве» М. Е. Салтыков-Щедрин

под видом медведя изобразил тупого и жестокого правителя, которого можно усми­рить только рогатиной. В сказке «Коняга» образ Коняги — это аллегория трудового народа, лишенного всех радостей жизни.

Его трудом пользуются Пустоплясы — буржуазные интеллигенты, рассуждающие о народе, но не способные изменить его жизнь.

Что такое гротеск? Приведите примеры.

Гротеск — прием условности, основанный на преувеличении, доходящем до фантастических размеров. Но такое преувеличе­ние, хотя и выводится за пределы правдоподобия, выступает как реалистически мотивированное, выявляющее скрытые потен­циальные возможности явления или персонажа. Так, в «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин создает гротескные об­разы градоначальника с фаршированной головой, градоначаль­ника с головой-органчиком.

Какой вывод делается в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат»?

В сказке автор делает вывод, что «просвещение для орлов вред­но» и «орлы вредны для просвещения».

Что символизируют образы Коняги и Пустоплясов?

Коняга — это бесконечно трудящийся народ, закабаленный и бесправный, плодами труда которого пользуются болтуны Пус­топлясы. Под Пустоплясами М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил представителей разных идейных направлений: либералов, славя­нофилов, реакционных народников, рассуждающих о несокру­шимости духа Коняги-народа.




Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щед­рина?